В данной публикации мы рассмотрим последние обновления и уточнения, касающиеся тонировки автомобилей и процедуры проверки пропускания света через стекла.
Необходимо отметить, что ранее на PDDMASTER мы разместили ряд статей, посвященных тонировке автомобилей.
Сегодня мы обсудим уточнение некоторых противоречивых вопросов, которые появились ранее.
Максимально допустимый уровень светопропускания
В соответствии с регламентом, принятым в 2025 году, имеется определенное требование к пропусканию света стеклом, описанное в приложении 8.
4.3. Пропускание света в ветровом стекле и стеклах, отвечающих за видимость водителя, должно превышать 70%.
В последние годы норма светопропускания боковых стекол автомобилей осталась неизменной, однако были внесены небольшие изменения в норму светопропускания переднего стекла (снижение с 75 до 70 процентов). Таким образом, теперь возможно использовать более тонированное переднее стекло автомобиля, что делает его менее прозрачным.
Кто и где может проверять тонировку автомобиля?
Некоторое время назад на интернет-портале ГИБДД было опубликовано следующее пояснение:
Все сотрудники, обладающие специальным званием, имеют право на возбуждение дел, применение технических средств измерения и вынесение постановлений по данному составу правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 26.8 и пунктом 6 части 2 статьи 23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Таким образом, в 2025 году вступили в силу новые принципы оценки степени затемнения автомобильных стекол, которые позволяют провести проверку не только представителю технического контроля, но и любому другому сотруднику Государственной инспекции безопасности дорожного движения, обладающему соответствующим званием.
Для исключения недоразумений относительно определения «специальное звание», я приведу цитату из действующего федерального закона «О полиции»:
Заглавие 26. Особые звания работников правоохранительных органов
Специальные звания, которые присваиваются сотрудникам полиции, включают в себя следующие:
1) простые сотрудники — обычные представители полицейского корпуса;
2) Более низкое звено в иерархии начальствующего состава полиции включает в себя младшего сержанта полиции, сержанта полиции, старшего сержанта полиции, старшину полиции, прапорщика полиции и старшего прапорщика полиции.
3) типичный командный состав в полиции включает в себя младших лейтенантов, лейтенантов, старших лейтенантов и капитанов.
В рядах старшего руководящего состава полиции находятся майоры, подполковники и полковники.
Руководящие должностные должности, занимаемые высшими чинами, включают генерал-майора полиции, генерал-лейтенанта полиции, генерал-полковника полиции и генерала полиции Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, в случае, если автомобиль имеет окрашенные стекла, новый закон, принятый в 2025 году «О деятельности полиции», предоставляет возможность любому представителю полиции проверить степень их пропускания света. Важно отметить, что ГИБДД в настоящее время является подразделением полиции.
Таким образом, каждый сотрудник Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) вправе осуществлять проверку прозрачности стекол транспортного средства. Тем не менее, для многих автомобилистов остается неясным место, где данный сотрудник ГИБДД может провести такую проверку.
До 26 января 2015 года, контроль пропускания света через стекла автомобилей был возможен только на постах Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Однако, эта инструкция больше не действует, согласно соответствующему указанию из Министерства внутренних дел Российской Федерации. Теперь, в 2025 году, проверка тонировки может проводиться в любом месте.
Нужно ли ехать на пост для проверки светопропускания?
Представим такую ситуацию: допустим, участник ГИБДД, обладающий особым званием, приостановил не на постушке автомобиль и инициировал для водителя проверку пропускания света через стекла транспортного средства.
Однако, у сотрудника нет необходимого оборудования, поэтому он предлагает водителю проехать на пост ГИБДД, чтобы там провести проверку тонировки в соответствии с требованиями технического регламента. В связи с тем, что автомобиль, который остановили, имеет очень темные стекла, сотрудник ГИБДД считает, что водитель является его потенциальным клиентом.
Предложение, которое предлагает сотрудник ГИБДД совершить совместную прогулку во второй раз, кажется неотклонимым.
Не нужно ехать на стационарный пост, чтобы проверить тонировку автомобиля. Для этого сотрудник ГИБДД должен сначала осуществить административное задержание, поэтому можно обойтись без этой процедуры.
При анализе первой части статьи 27.3 Административного кодекса можно заметить следующее:
В специальных ситуациях, когда требуется обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела о нарушении административного законодательства и выполнение установленных решений, допускается временное ограничение свободы физического лица — административное задержание.
Если мы рассмотрим данную ситуацию более внимательно, станет очевидным, что применение административного задержания невозможно в целях выявления правонарушения.
Касательно процедуры «Задержание автотранспортного средства», предусмотренной административными нормами ГИБДД, следует отметить, что ее проведение возможно лишь после констатации административного правонарушения, а не предварительно.
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать только одно заключение — нет необходимости направляться к посту для проверки тонировки на стационарном объекте.
Желаю безопасной поездки!
Являюсь специалистом в области законодательства России, касающегося автомобилей. Уже более 11 лет посвящаю свое время изучению нормативных документов, связанных с автомобильной сферой, и оказываю консультации водителям. Помимо этого, я также являюсь автором аналитических статей и обучающих курсов. Более того, я являюсь руководителем проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Правила замера тонировки по ГОСТу: какие должны быть условия, погода и прибор
Правила замера тонировки по ГОСТу: какие должны быть условия, погода и прибор?
Ежедневно существует масса случаев, когда множество автолюбителей сталкиваются с неприятностями в связи с нарушением требований по использованию стекол с тонировкой, что ведет к применению мер ответственности в соответствии с пунктом 3.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Однако, целесообразно обратить внимание на законность действий сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, осуществляющих измерения пропускаемости света вне специального стационарного пункта. Важно учесть ряд условий для точного и правильного измерения, таких как температура и влажность воздуха, а также определить, кто является уполномоченным лицом для проверки данных параметров.
Как и на основании чего производится проверка тонировки?
Ограничение использования цветных плёнок на передних и лобовом стёкле, которые снижают пропускание света, определено в пункте 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ. Основной смысл нарушения заключается в управлении транспортным средством, на котором установлены стекла, не соответствующие техническим стандартам. При этом закон ясно указывает, что это правонарушение относится и к цветным плёнкам на окнах, или проще говоря, любой тонировке.
На основании Технического регламента 018/2011, точнее говоря, в соответствии с пунктом 4.3, устанавливается минимальный уровень пропускания света тонировкой на уровне 70%. Это ограничение применимо к передним и лобовому стеклам, которые обеспечивают обзор водителю при управлении автомобилем. В этом же разделе также указаны дополнительные ограничения на использование светозащитных полос на верхней части стекла. Однако, в данный момент нас интересует только пропускание света через окна в целом и правила измерения в 2025 году.
Обратите внимание, в Регламенте отсутствуют ссылки на ГОСТ. С 1 января 2015 года утратил силу ранее действовавший ГОСТ 5727-88, по которому сотрудники ГИБДД проверяли светопропускание стекол. Это связано с принятием ГОСТ 32565-2013. Пункты 4.7.3 и 5.7.1 ГОСТ Р 51709-2001, на которые автомобилисты ссылались при обжаловании действий ГИБДД, уже не действуют с 2025 года.
Пункт 7.3 Перечня неисправностей и условий из ПДД запрещает использование автомобилей с дополнительными предметами или покрытиями, которые ограничивают обзорность с места водителя. Это относится как к тонировке, нанесенной в виде пленки, так и к различным съемным конструкциям, таким как съемная тонировка, «шторки» и другие покрытия, которые сужают поле зрения водителя.
Чем по правилам замеряется тонировка?
Статьей 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается обязательность применения специализированных технических устройств для проверки пропускания света через стекла. Данная статья подробно описывает, что подразумевается под специализированными техническими устройствами и уточняет, что данные, полученные с их помощью, должны быть обязательно зафиксированы в протоколе.
Информацию о светоизмерительных приборах, имеющих действующее свидетельство на 2025 год, можно просмотреть на официальном сайте Росстандарта в разделе Государственный Реестр средств измерения.
В Реестре также имеются и другие устройства. Однако, в случае отсутствия у прибора свидетельства в настоящий момент, но если оно было выдано в период его действия, его по-прежнему можно использовать после его истечения, регулярно проводя поверку. Таким образом, свидетельство требуется только для выпуска устройства, но не для его последующей эксплуатации.
Правила замера: погода, условия, влажность
Определение уровня проницаемости света для стекол осуществляется в соответствии с Регламентом, который является основным документом в данной области. Действующий ГОСТ содержит общие требования к стеклам и определяет процедуру измерения уровня светопропускания в условиях производства (пункт 7.8 ГОСТ 32565-2013).
В отличие от прекратившего свое действие ГОСТа 27902, данный стандарт не содержит специальных требований к условиям испытаний. Нет никаких указаний на требуемую температуру, влажность воздуха, атмосферное давление или погодные условия. Кроме того, согласно пункту 7.8.6., допускается измерение светопропускания на основе документации по эксплуатации фотометра.
На самом деле, в государственном стандарте больше нет общих требований к температурным и влажностным условиям для проведения проверки. Вместо этого они перенесены в эксплуатационную документацию измерительного прибора.
Руководство по применению аппаратов, предназначенных для оценки пропускания света.
В эксплуатационной документации для каждого измерительного прибора присутствуют лишь общие указания по процессу измерения.
Например, в инструкции по использованию светомера «Тоник» (конкретнее, в приложении к методике калибровки) прописаны следующие предписания относительно условий проведения калибровки:
Имеется ли возможность указывать на руководство для проведения измерений?
Изначально кажется, что в инструкциях содержатся ясные и четкие требования, которые необходимо соблюдать, чтобы результаты поверки были действительными. Однако, это не так!
Исходящий от всех по требованиям ГОСТа 32565-2013, в частности, разделу 7.8.7, становится ясно, что при возникновении расхождений в методике измерения светопропускания используется метод, описанный в разделе 7.8 данного стандарта.
Таким образом, в случае, если водитель предъявляет претензии нарушения условий использования светоизмерительного прибора, и суд, и ГИБДД имеют полное право ссылаться на ГОСТ, в котором не установлены конкретные требования к проведению измерений прозрачности стекол. При первом взгляде это может показаться не очень логичным — ведь инструкция к прибору дополняет требования ГОСТа, так как последний не содержит специфических правил для измерения степени затемнения при определенных условиях температуры, влажности и атмосферного давления. Однако, на практике суды в 2025 году настойчиво отвергают любые попытки водителей оспорить штраф за тонировку, ссылаясь на инструкцию. Пояснение простое: «В действующих ГОСТах и регламентах нет требований к условиям измерения».
В официальных документах было выявлено, что в ГОСТе содержится только общая методика проведения проверки, нарушение которой обычно приводит либо к отсутствию точных показаний прибора, либо к сложностям в доказательстве для водителя.
Однако, в практике суда в 2025 году редко возникает необходимость ссылаться на указанный ГОСТ. Это объясняется тем, что суды почти всегда не учитывают его положения, ссылаясь на то, что этот документ не имеет отношения к измерению уровня светопропускания тонировки.
Ниже представлен образец судебного решения, соответствующего данному типу ситуации:
Аргумент в жалобе относительно нарушений требований ГОСТ 32565-2013 при измерении светопропускания стекол автомобиля несостоятелен.
Применение норм ГОСТа 32565-2013 предусмотрено в процессе осуществления измерений контрольных образцов товаров.При сертификации стёкол для автомобилей, необходимо учитывать требования, предусмотренные в ГОСТе. Они предполагают, что светопропускание контрольных образцов должно измеряться при определённых условиях и в определённых точках. После этого вычисляется среднее арифметическое значение.
Для проведения измерений светопропускания стекол автомобилей, которые находятся в эксплуатации, инспекторам ГИБДД не требуется соблюдение вышеуказанных условий, а именно использование сертифицированного и поверенного прибора..
позволяют провести испытание светопропускания на образцах или стеклах для проверки их соответствия установленным стандартам. В соответствии с указанными пунктами ГОСТа 32565-2013 можно определить, соответствует ли нормальное светопропускание безопасных стекол установленному значению.Нельзя использовать данные методы для осуществления проверки прозрачности стекол.Требования безопасности на дороге, которые осуществляет инспектор ГИБДД, лишь различные.
МОЖНО ЛИ ЗАМЕРЯТЬ ТОНИРОВКУ В ДОЖДЬ
МОЖНО ЛИ ЗАМЕРЯТЬ ТОНИРОВКУ В ДОЖДЬ?
Соответствуя действующим стандартам, можно утверждать, что да, тонировку можно измерять в дождь. Однако, стоит учесть определенные особенности при проведении измерений. В противном случае существует высокий риск ошибок и, как следствие, необоснованных наказаний. Ниже мы рассмотрим эти и другие тонкости, связанные с проведением данной процедуры.
Действующий регламент замера тонировки в 2022 году
Основопоставленным документом, которым сотрудники Департамента внутренних дел руководствуются во время измерения пропускной способности света автомобильного остекления, является ГОСТ 32565-2013. В данном регламенте, аналогично внутриведомственному приказу о замере степени затемнения во время дождя, не прописаны определенные значения влажности, температуры, атмосферного давления или других условий, необходимых для проведения проверки качества обзорности из автомобиля. Новые правила устанавливают только общую методику осуществления проверки пропускания света через стекла.
Из-за отсутствия строгих правил или запретов, инспектор вправе измерить степень затемнения стекол даже во время дождя. Более того, в пункте 7.8.6 предусмотрена возможность проверки пропускаемости света через окна с использованием любого типа фотометров, если такая функция описана в инструкции по эксплуатации данного прибора.
Существовали иные регламенты до января 2015 года, которые четко определяли условия для проверки прозрачности автомобильных стекол. Согласно ГОСТ 27902-88 и 51709-2001 невозможно измерить тонировку во время дождя, так как уровень влажности превышает допустимые нормы 40–80%.
Что важно учесть при замере тонировки в дождь?
Если сотрудник ГИБДД решил провести измерение степени тонировки автомобильных стекол во время дождя, есть высокая вероятность получить неточные результаты из-за наличия капель влаги, пыли и загрязнений на стекле. Чтобы избежать этого, следует тщательно протереть поверхность стекла сухой тряпкой или салфеткой. Кроме того, рекомендуется попросить сотрудника показать наличие пломбы с датой проверки, которая подтверждает исправность используемого прибора. В соответствии с нормативами водитель имеет полное право убедиться, что используемое оборудование для измерения степени тонировки стекол автомобиля допущено к использованию на основании соответствующих испытаний.
Какими приборами можно мерить тонировку в дождь в 2022 году
В соответствии с КоАП РФ, замер тонировки во время дождя, как и при любых погодных условиях, требует использования тауметров или другого специального оборудования. Эти устройства должны быть сертифицированы и допущены к использованию после регистрации в государственном реестре, а также периодически проходить проверку. Результаты измерений должны быть зафиксированы в протоколе или решении об административном правонарушении.
В реестре веб-сайта «Госстандарт» представлен перечень устройств, предназначенных для измерения степени тонировки во время дождя в 2022 году. В него включены различные тауметры, среди которых следующие:
По поводу тонировки. проверка прибором в дождь и прохладную погоду
по поводу тонировки. проверка прибором в дождь и прохладную погоду.
Часто автолюбителям приходится сталкиваться с ситуацией, которая уже давно стала обыденной: при остановке тонированного автомобиля сотрудником ДПС человек безраздельно заявляет, что тонировка не соответствует требованиям ГОСТа, и предлагает либо снять ее, либо взять штраф, снять номера и отправить на штрафстоянку. Возможно, автомобилист и сам осознает, что его стекла не соответствуют ГОСТу, но ему просто обидно за его доброе имя, которое попортили, не используя никаких специальных устройств, не говоря уже о незаконных угрозах. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы, как всегда, обратились к законодательству России.
Применительно к нормам законодательства, какие виды стекол рассматриваются?
Согласно ГОСТу 5727-88 «Стекло безопасное для автотранспорта. Общие технические условия», обязательным требованиям подлежат стекла, которые соответствуют данному стандарту. В соответствии с пунктом 2.2.4. указанного документа, следующие требования должны соблюдаться: светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее 75% для ветровых стекол и не менее 70% для неветровых стекол, входящих в нормативное после обзора П, которое определяет переднюю обзорность. Светопропускание остальных неветровых стекол не регламентируется. Стекла с светопропусканием менее 70% должны быть дополнительно помечены специальным знаком V. Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны исказить правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.
Свершение любых преходящих границ, установленных регламентом, является актом несоблюдения, за который мы рассмотрим вопрос о возможном применении мер ответственности.
Разрешается ли ГИБДД полицейскому проверять пропускание света через стекла автомобиля (тонировку)?
Это, вероятно, главный вопрос, который задают себе и сотрудникам ГИБДД автомобилисты. Отвечаем на него – возможно. Однако, не каждый член ГИБДД. В данном случае ключевым является понимание разницы между дорожно-постовой службой ГИБДД (ДПС) и подразделением ГИБДД, ответственным за технический контроль транспортных средств (ТС). Оба подразделения входят в состав ГИБДД, но их функции и задачи различаются. Работа первого подразделения начиная с 1 сентября 2009 года регулируется Административным регламентом МВД исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения участниками дорожного движения (утвержденным Приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. №185) (далее – Регламент). Подразделение технического контроля также руководствуется данным Регламентом, а также Приказом МВД «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому контролю» от 7 декабря 2000 г. №1240, который утвердил Наставление по работе в сфере технического контроля (далее – Наставление).
Контроль за состоянием и качеством автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации, осуществляется технадзором ГИБДД согласно пункту 5.3. указаний. Эта положение подтверждается Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2008 года, которое рассматривает законодательство и судебную практику за третий квартал 2008 года. В данном постановлении содержатся сведения о техническом оборудовании, используемом ГИБДД, его назначении, типах и марках, а также о службах, которые имеют право пользоваться каждым конкретным оборудованием. Таким образом, все вопросы, связанные с измерением светопропускания, относятся к компетенции технического надзора, как определено Верховным Судом Российской Федерации.
Где можно осуществить проверку характеристик окрашивания стекол?
Распоряжение 16.1 предписывает, что проверка состояния и конструкции транспортных средств при наблюдении за дорожным движением может осуществляться как на постоянных, так и на временных пунктах контроля государственной автомобильной инспекции и контрольно-пропускных пунктах для автотранспорта.
Проверка технического состояния автобусов, движущихся по определенному маршруту, осуществляется на конечных остановках, автобусных вокзалах и парковках для пассажиров.
Не нужно объяснять очевидную разницу между «имеет возможность» и «обязан», поэтому ничего противозаконного не будет, если вас начнут проверять не на стационарном посту, а на обычном передвижном пункте технического надзора, оснащенном обычным автомобилем «ГАЗель».
На практике возникают ситуации, когда полицейский, останавливая автомобиль и обнаруживая тонировку, предлагает водителю проехать до ближайшей станции технического осмотра (СТО), где будут проведены все необходимые измерения. Однако в данном случае вам не обязательно соглашаться на это, так как полицейский не имеет права принудительно доставлять ваш автомобиль на СТО. Такое действие будет считаться задержанием ТС без достаточных оснований, и автомобиль должен быть направлен на специальную стоянку (штрафстоянку), а не на СТО. Конечно, полицейский может вызвать на место сотрудника технадзора с необходимым оборудованием, в этом случае вам придется подождать.
Какие методы можно использовать для проверки качества окрашивания стекол автотонировкой?
На данный момент, для проведения проверки светопропускания стекол, требуется использовать только специальные сертифицированные приборы, которые были включены в Государственный реестр типа средств измерений и успешно прошли обязательную проверку в соответствии с установленными правилами (согласно пункту 14.3.11. Наставления). Вот список приборов, которые сейчас являются таковыми:
«ТОНИК» (НПФ ЗАО « Мета», г. Жигулевск); • «БЛИК» (ООО «РАДИАНТ» г. Санкт-Петербург); • «СВЕТ» (ФГУП HИИ ПТ «РАСТР», г. Великий Новгород).— товарные знаки, которые принадлежат различным компаниям. «ТОНИК» изготавливается НПФ ЗАО «Мета» и находится в городе Жигулевске. «БЛИК» создан ООО «РАДИАНТ» и регистрирован в городе Санкт-Петербурге. «СВЕТ» является товарным знаком ФГУП HИИ ПТ «РАСТР», который действует в городе Великий Новгород.
наличия воды на других планетах?
При рассмотрении данного вопроса возможно применение ГОСТ 5727-88, который содержит положения о способе измерения светопропускания стекол автотранспорта в трех точках каждого образца. Однако, следует обратить внимание на ГОСТ 27902-88 «Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств», который указывает на другие требования к стеклу. Статья 1 данного ГОСТа определяет условия проведения испытаний:
Даже незначительное нарушение хотя бы одного из условий является достаточным основанием для успешного иска.
За какое проступок происходит наказание?
Водителей, применяющих тонировку, подвергают административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена». Список неисправностей и условий (многие часто возмущаются, утверждая, что тонировка не является неисправностью, при этом забывая о таком понятии, как «условия») содержится в приложении к Правилам дорожного движения Российской Федерации. Стоимость нарушения составляет 100 рублей, однако сотрудники Дорожно-патрульной службы предпочитают применять более жесткие меры: снимать тонировку прямо на месте или в противном случае — изъять номерные знаки (запрет на эксплуатацию) и задержать транспортное средство.
Отличный пример всеобщего хаоса в действиях сотрудников ГИБДД: перед празднованием тысячелетия города Казань, с целью снижения нагрузки на дороги, полицейские массово останавливали автомобили и отправляли их на штрафпарковки из-за тонированных стекол. При этом они оправдывали свои действия указаниями «сверху», поэтому жалуйтесь, где вам угодно: наша компетентность непревзойденна и нерушима.
Итак, нет никаких оснований для задержания ТС, даже если оно имеет полностью затонированные стекла. В списке причин для задержания ТС и запрета его эксплуатации по статье 12.5 КоАП РФ пока нет такого пункта! Я понимаю, что сотрудникам ГИБДД хочется наказать любителей темных стекол, и иногда это желание возникает у каждого, кто видел проезжающий патруль с включенными сигналами, но зачем тогда самореализовываться? Возможно, этот вопрос является риторическим…
Правильное оформление протокола — важный аспект
Разрешается сформировать протокол о нарушении административного права, согласно части 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как сотрудником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так и представителем органа, осуществляющего технический надзор. Соответствующие полномочия закреплены в частях 1 и 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 июня 2005 года №444.
Поскольку в процессе обнаружения нарушения использовалось техническое устройство, необходимо, чтобы протокол содержал информацию о нем: его тип, марку, номер сертификата, данные о проверке устройства, а также методику измерения и показания устройства на момент измерения (согласно части 2 статьи 26.8 КоАП РФ). Если эта информация отсутствует, то нет необходимости сообщать об этом инспектору – в таком случае будет проще защищаться в суде.
Мы сделали все возможное, чтобы собрать всестороннюю информацию по данному вопросу, и надеемся, что она окажется полезной для вас в трудной ситуации. Однако, если у вас есть дополнения к этой информации, будем рады прочитать их в комментариях. Еще раз хочу подчеркнуть: предложите инспектору дать вам ясное определение «тонированного стекла» в соответствии с нормативно-правовыми актами, а не просто словами, а затем приведите доказательства того, что оно ограничивает обзорность, то есть заметное водителю с его места окружающее пространство.
Поскольку на сайте вы не прошли авторизацию, вам необходимо выполнить вход.