Как самозанятому подтвердить доход

С 2019 года в России введен новый экспериментальный налоговый режим — налог на профессиональный доход (НПД), также известный как налог для самозанятых. В первой половине 2020 года НПД действует в 23 регионах. А с 01.07.2020 этот налоговый режим может быть введен и в других регионах по решениям местных властей.

Самозанятые — это люди, которые самостоятельно зарабатывают, не нанимая работодателей или сотрудников. Для них Федеральным законом №422-ФЗ от 27.11.2018 установлен самый благоприятный налоговый режим из существующих в России. Существуют ограничения по видам деятельности и максимальному годовому доходу (до 2,4 млн рублей). Это удобный и простой способ работы для граждан. Зарегистрированные ИП также могут стать самозанятыми, что снижает их налоговую нагрузку, избавляет от отчетности и фиксированных страховых взносов. Однако остаются вопросы, такие как получение справки о самозанятости при необходимости.

Как работает НПД

Стать самозанятым легко: не нужно посещать офисы, собирать документы, платить или ждать. Достаточно установить на телефон или планшет приложение «Мой налог», которое заменяет бухгалтерию, кассу, отчетность и даже банк. Приложение фиксирует доходы и автоматически рассчитывает сумму налога. Всего есть две налоговые ставки:

  • 4% — с доходов от продаж физическим лицам;
  • 6% — с доходов от продаж ИП или юридическим лицам.

Кроме этого, самозанятые не платят другие налоги с доходов, а некоторые виды доходов освобождены от НПД. Например, это доходы от видов деятельности, перечисленных в п. 70 статьи 217 Налогового кодекса РФ (няни, сиделки, репетиторы). Для этих видов деятельности до конца 2020 года предусмотрены «налоговые каникулы». Также есть доходы, не связанные с самозанятостью, такие как:

  • зарплата по трудовому договору (самозанятость можно совмещать с наемной работой);
  • продажа недвижимости (квартиры, дачи и т.п.);
  • продажа автомобиля;
  • продажа ценных бумаг;
  • уступка прав требований.
Советуем прочитать:  Как подать апелляцию и обжаловать судебное решение

С этих видов доходов физическое лицо платит НДФЛ на общих основаниях. С остальных видов деятельности самозанятые платят НПД. Возникает вопрос: как оформить справку о доходах для соцзащиты и других организаций, если доходы поступают из разных источников и облагаются разными налогами? Ответ очевиден — таких документов несколько.

Документальное подтверждение дохода

Если самозанятый совмещает свой бизнес с наемной работой, он платит НДФЛ. Хотя справка 2-НДФЛ для самозанятых не предусмотрена налоговым законодательством, работодатель обязан оформить ее на доходы, с которых удержан налог. Работодатель может также указать доходы от самозанятости работника, но такое указание не будет иметь юридической силы.

В связи с этим, ФНС России в письме №ЕД-4-20/18515 от 13.09.2019 пояснила, как происходит подтверждение дохода самозанятого гражданина: они формируют его самостоятельно в мобильном приложении «Мой налог» и в веб-кабинете «Мой налог» на сайте ФНС. Справка имеет статус официального документа, так как заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью. Этот документ обязаны принимать как банки, так и другие организации и учреждения при их заинтересованности.

Форма справки и порядок её получения

Как разъяснили сотрудники налоговой службы, справка о доходах самозанятых лиц формируется за любой интересующий налогоплательщика период непосредственно в приложении «Мой налог» или в личном кабинете «Мой налог» на сайте ФНС России. Для этого необходимо зайти в раздел «Справки», выбрать вид интересующего документа, период формирования данных и нажать «Сформировать».

В июне форма (её номер КНД 1122036) была изменена, новый внешний вид указан в письме ФНС №СД-4-3/10848 от 05.06.2019. Образец справки о самозанятости выглядит следующим образом:

В форму добавили распределение полученных сумм по месяцам, при этом сумму налога оставили, как и раньше, за весь период сразу. Обезличенная электронная подпись ФНС при печати документа выглядит как штамп с уникальным номером. Налоговая служба подчеркивает, что документ, подтверждающий статус самозанятого, обязаны принимать все инстанции без исключения. Однако самозанятые граждане, уже сталкивавшиеся с необходимостью подтверждения своих доходов, советуют одновременно заказать в обслуживающем банке справку или выписку о движении средств по счету. Однако подтвердить полученные суммы только банковской выпиской не удастся.

Советуем прочитать:  Инвалидность при гипертонической болезни

Возможно ли самозанятому получить кредит

Чаще всего вопрос о получении справки о доходах у самозанятых возникает при обращении в банк для оформления кредита, в том числе ипотеки. Существует мнение, что самозанятым не выдают кредиты и ипотеку, однако это не соответствует действительности. Для банка важно, чтобы доходы заемщика были стабильными и официальными. Регистрация статуса самозанятого подтверждает эти два условия, а справка, заверенная подписью ФНС, надежно подтверждает заработок. Шансы на положительное решение по кредиту, включая ипотеку, увеличиваются, если подавать заявку в банк, где открыт счет, на который поступают доходы от профессиональной деятельности. В этом случае кредитная организация сама сможет увидеть всю финансовую картину.

Как взыскать алименты с самозанятых

Еще одно место, где потребуется справка о постановке на учет самозанятого, это служба судебных приставов. Документ необходим для определения суммы и взыскания алиментов. Специалистам ФССП также подойдет справка о состоянии расчетов по НПД, подписанная налоговым органом. К заработку относится вся сумма, указанная в справке, без учета уплаченного налога. На одного ребенка в этом случае будут удерживать 25% от указанных сумм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector