Романова С.В. ИМПЕРАТИВНОЕ И ДИСПОЗИТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АКЦИОНЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ // «Вестник науки» №2 (47) том 2. С. 148 — 151. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: www.вестник-науки.рф/article/5310 (дата обращения: 13.06.2024 г.)
Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсификация данных или другие нарушения научно-издательской этики)? — отправьте письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com
«Вестник науки» СМИ ЭЛ № ФС 77 — 84401 © 2022. 16+
В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram), в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности на основании Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ ‘О противодействии экстремистской деятельности’, либо организации, включенные в единый федеральный список организаций, признанных террористическими по законодательству Российской Федерации, без указания на их ликвидацию или запрет деятельности.
Императивное регулирование частных отношений: актуальные вопросы
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) дает краткое определение императивной нормы. В пункте 1 статьи 422 ГК РФ сказано, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими на момент его заключения. Особенности действия императивных норм уточняются в пункте 4 статьи 421 ГК РФ, согласно которому условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Эти статьи в целом показывают, что императивные нормы ограничивают автономию воли сторон, в том числе принцип свободы договора. Также стоит отметить, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, необходимости свободного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты (абзац первый пункта 1 статьи 1 ГК РФ). Поэтому императивность нормы, как и любой запрет, должна быть обоснована с четким определением границ ее применения. Это подтверждается тем, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абзац второй пункта 2 статьи 1 ГК РФ).
Императивность нормы, как и любой запрет, должна быть надлежащим образом обоснована с определением границ ее применения.
Тем не менее, никаких иных содержательных положений, объясняющих порядок выявления императивных норм в регулировании частных отношений, в ГК РФ нет. Это, конечно, усложняет практическую квалификацию. Создание конкретного алгоритма выявления императивных норм гражданского законодательства через призму принципов частного права также представляет значительные трудности без надлежащей интерпретации и конкретизации. Важно не только понимать, что в диспозитивном по своей природе гражданском праве запретов по определению не должно быть много, а принцип «можно все, что прямо не запрещено» означает, что наличие или отсутствие в норме оговорки «если иное не…» не является решающим для ответа на вопрос, могут ли стороны изменить правило или вообще от него отказаться (диспозитивная норма).
Теория
Доктрина не всегда помогает прояснить указанный выше вопрос, поскольку использует понятие «императивность» в различных значениях в зависимости от контекста. Например, в теории договорного права признается, что «любая диспозитивная норма становится императивной только из-за того, что стороны не выразили.
Инструменты, используемые императивным и диспозитивным методами
Позволяют глубже исследовать их юридическую природу. Из определения, которым оперирует юриспруденция, известно, что метод представляет собой совокупность различных форм воздействия на субъектов правоотношений. К ним относятся приемы, способы и средства, применяемые государством для осуществления надлежащего влияния.
Запрет и обязывание
Императивный метод правового регулирования включает в свой арсенал такие способы воздействия, как запрет и обязывание. Оба они не оставляют субъекту выбора.
Что такое запрет? Это обязанность, возлагаемая на субъекта, который должен воздержаться от действий, указанных в предписании. То есть, для реализации запрета субъект права должен бездействовать.
В данном случае отсутствует возможность иного поведения, и единственная модель — бездействие. Как этот способ выражается в законе? С помощью таких слов, как «запрещено», «недопустимо» и т.д. Иногда они не содержатся в нормах, но структура нормативного документа позволяет понять запрещенную форму поведения.
Суть обязывания состоит в требовании к субъекту совершить определенное правовой нормой действие. В таких правоотношениях всегда есть сторона, обладающая правом требовать выполнения указанной обязанности. Например, в трудовом праве такой стороной является работодатель, предписывающий начать работу в определенное время. Невыполнение обязанности влечет за собой ответственность. И запрет, и обязывание объединяет то, что они могут возникнуть без воли субъекта, который может не желать их появления. Эти требования возникают на основе нормы закона и не зависят от интересов обязанного лица.
Рекомендации и поощрения
Диспозитивный метод использует другие способы, которые носят рекомендательный характер и могут быть выполнены или нет. Они могут информировать субъекта права о том, как он может поступить, чтобы его поведение было правомерным.
Как государство может влиять на граждан в этом случае? Используются такие способы воздействия, как рекомендация и поощрение. При использовании первого способа государство старается мотивировать граждан, стимулируя их правовую активность. Второй способ аналогичен, но не предполагает награды. Государство стремится рекомендовать те или иные действия и указывает на это в правовых нормах: рекомендуется, желательно и другие. Успех такого воздействия определяется авторитетом власти.
При сравнении императивного и диспозитивного методов правового регулирования становится очевидным, что методы их воплощения создают две противоположные концепции. Первый метод характеризуется запретом и обязательством для одной из сторон, в то время как второй метод основан на рекомендациях и стимулировании. В первом случае у стороны отсутствует возможность выбора, как действовать. Выполнение нормы, как это предполагает императивный метод права, является обязательным и непреложным. В отличие от него, диспозитивный метод характеризуется большей свободой и носит рекомендательный характер, основными инструментами которого являются поощрение правомерного поведения и рекомендации.
Пример императивного метода
Рассмотрим пример использования императивного подхода в правовом регулировании. Предположим, что в стране возникла необходимость усилить борьбу с коррупцией. Государство решает применить императивный метод, чтобы установить конкретные правила и обязательства для граждан и организаций.
Применение императивного метода правового регулирования включает принятие закона, который закрепляет строгие нормы и обязанности, направленные на противодействие коррупции. Например, закон может предусматривать наказания для тех, кто занимается взяточничеством, а также внедрение механизмов контроля за использованием государственных средств.
Императивный метод также может предполагать создание специальных органов и подразделений, которые будут заниматься пресечением коррупционных преступлений. Эти органы могут иметь полномочия проводить расследования, задерживать подозреваемых и предпринимать меры по возмещению ущерба, причиненного коррупцией.
Применение императивного метода означает, что государство выступает в роли активного регулятора, который устанавливает правила игры и следит за их соблюдением. Такой подход направлен на достижение конкретных целей и формирование устойчивых норм поведения в обществе.
Советуем прочитать: Требования к участникам закупок для индивидуальных предпринимателей
Итог
Императивный метод правового регулирования является одним из инструментов, используемых государством для установления строгих правил и обязательств для граждан и организаций. Применение этого метода позволяет эффективно бороться с различными социальными проблемами, такими как коррупция, и способствовать формированию устойчивых норм поведения в обществе.