На прошлой неделе, 18 июня, Свердловский районный суд Белгорода признал виновным начальника одного из подразделений Юго-Восточной железной дороги в коррупционном преступлении. Экс-чиновнику назначили штраф в размере 340 тыс. руб., а также запретили занимать должности в государственных органах на два года, сообщила пресс-служба УФСБ России по Белгородской области.
Следствие установило, что в 2016 году фигурант уголовного дела в рамках контракта на сумму более 610 тыс. руб. незаконно получил 170 тыс. руб. от предпринимателя за подписание актов невыполненных работ.
Хотя это событие имело место несколько лет назад, оно стало стимулом для анализа коррупционных аспектов деятельности ОАО «РЖД». Оценить эффективность антикоррупционной политики, провозглашаемой главой холдинга Олегом Белозеровым, непросто, так как большинство уголовных дел разрешаются спустя 2–3 года после преступления.
Источник, близкий к компании, сообщил, что в прошлом году было возбуждено 112 дел о коррупции в отношении сотрудников ОАО «РЖД», из которых почти половина связана с взятками (учитывая мелкие взятки, их доля составляет более 70%). Коррупционные деяния варьируются от получения взяток до служебного подлога. Значительная часть преступлений касается злоупотребления должностными полномочиями. Наибольшее количество дел возбуждается на Дальневосточной, Западно-Сибирской, Московской и Северо-Кавказской железных дорогах. Фигурантами дел часто становятся руководители регионального и линейного уровней управления. В 2019 году под подозрение попали и руководители Куйбышевской, Северо-Кавказской и Западно-Сибирской железных дорог.
В 2019 году тревожный сигнал подало Уральское следственное управление на транспорте СК РФ (Южно-Уральская железная дорога). По данным ведомства, на 25,5% увеличилось число возбужденных дел по коррупционным преступлениям. Руководитель управления Петр Решетников сообщил, что рост в основном связан с деятельностью сотрудников железной дороги. Две трети расследованных дел касаются ОАО «РЖД» и его дочерних компаний. В 2019 году завершено 25 дел о 114 преступлениях. П. Решетников отметил, что случаи были разными — от подлога медицинских документов до незаконного использования ресурсов железной дороги на сторонних объектах. Например, для благоустройства участка знакомого предпринимателя. По его словам, размеры взяток и злоупотреблений были небольшими (10–100 тыс. руб.).
Тем не менее, это не исключает возможность того, что подобные преступления могут достигать значительных сумм в рамках бюджетов различных подразделений компании. Например, в мае этого года были подтверждены обвинения против начальника станции, расположенной в Котласском районе. Следствие полагает, что начальник путевой машинной станции получил взятку на сумму свыше 1,9 млн рублей за общее покровительство при исполнении договора на поставку металлолома. В ходе расследования было выявлено еще одно преступление этого железнодорожника, связанное с хищением металла, принадлежащего ОАО «РЖД». Уголовное дело передано в суд для рассмотрения по существу.
Анализ распределения дел коррупционной направленности по функциональным филиалам в 2019 году показал, что лидерами по числу преступлений стали сотрудники Дирекции тяги (35% случаев), управления движением (21%) и инфраструктуры (13%). Можно выделить явные тенденции в зависимости от функционала филиалов компании. В ЦТ преобладает мелкое взяточничество, в основном за сокрытие правонарушений или за другие преференции. В Центральной дирекции управления движением чаще встречаются крупные взятки, которые дают контрагенты за покровительство, такое как ускоренная подача и уборка вагонов, содействие в пропуске составов и другие незаконные услуги. В ЦДИ же характерны преступления, связанные с присвоением или растратой, а также выплаты за выполнение невыполненных работ, ускорение технического обслуживания и сокрытие незаконной деятельности. Злоупотребление служебным положением также встречается, включая случаи привлечения работников к выполнению задач, не предусмотренных трудовыми договорами.
Коррупция нередко сочетается с мошенничеством. Например, в мае этого года Новосокольническим районным судом Псковской области был вынесен приговор в отношении бывшего технического директора коммерческой организации, являвшейся подрядчиком ОАО «РЖД». В 2015-2016 гг. этот человек, действуя по договору с холдингом, не организовал выполнение работ по ремонту железнодорожного пути на участках в Великолукском районе Псковской области. Он договорился с руководителем структурного подразделения ОАО «РЖД», которому позже передал взятку более 2 млн рублей, чтобы тот подписывал акты сдачи-приемки работ по договору, которые фактически не выполнялись. В результате было похищено свыше 16 млн рублей ОАО «РЖД». Расследование дела в отношении руководителя структурного подразделения продолжается.
Согласно источнику, близкому к компании, анализ информации о возможных коррупционных делах в I квартале 2020 года показал значительное (на 35%) снижение их числа по сравнению с аналогичным периодом 2019 года: с 20 до 13 случаев. На полигонах девяти железных дорог не было зарегистрировано ни одного факта коррупционных преступлений. Такая ситуация может быть вызвана, во-первых, сокращением пассажирских перевозок и, во-вторых, введением особых режимов следования грузовых поездов. В нестабильной обстановке сложнее вести какие-либо неофициальные договорные отношения, что и привело к снижению показателей. Генеральная прокуратура Российской Федерации в целом фиксирует уменьшение количества коррупционных преступлений на 3,8% за январь – март 2020 года, а в транспортной сфере снижение составило 20,5%.
Наибольшее число уголовных дел в 2020 году было возбуждено на полигонах Западно-Сибирской, Северо-Кавказской и Московской железных дорог. Основная часть среди филиалов пришлась на Центральную дирекцию управления движением (46%) и инфраструктуры (15%). Также увеличилась доля возможных уголовных дел в хозяйстве «Трансэнерго». В структуре преступлений преобладает взяточничество.
Согласно данным другого источника, мониторинг антикоррупционной горячей линии ОАО «РЖД», на которую в основном обращаются сотрудники компании, показал, что в I квартале 2020 года количество обращений увеличилось на 76% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Большинство обращений поступило с полигонов Московской, Дальневосточной, Южно-Уральской, Октябрьской, Красноярской и Горьковской железных дорог.
Приволжский транспортный прокурор Тимур Кебеков отметил, что коррупция представляет собой системную угрозу самого высокого уровня для общественных отношений в Российской Федерации. Особая опасность коррупции в сфере образования обусловлена вовлечением большого количества лиц в коррупционные связи. Вероятность вовлечения руководящих работников ОАО «РЖД» в коррупционную деятельность достаточно высока, что подтверждают раскрытые дела. Например, в июне 2019 года суд вынес обвинительный приговор заместителю начальника Южно-Уральской железной дороги. Следствие доказало факты систематического присвоения и растраты вверенного имущества, а также использования трудовых ресурсов и оборудования РЖД в личных целях. В конце 2018 года было возбуждено дело против бывшего начальника Свердловской железной дороги, которому инкриминировалось получение взятки свыше 700 тыс. руб. за покровительство при распределении контрактов РЖД в 2015–2016 годах.
Несмотря на разнообразие выявленных случаев, следует признать, что в настоящее время большинство разбирательств инициируется по мелким коррупционным преступлениям и носит хаотичный характер. Для изменения ситуации в структуре в целом необходима комплексная борьба: нужно выявлять системные проблемы, способствующие правонарушениям, определять причины коррупционных преступлений и утверждать неотвратимость наказания для всех сотрудников холдинга независимо от их ранга и заслуг. Только так можно кардинально изменить положение дел.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Расследование железнодорожной коррупции: скандалы, факты и последствия 2025 года
РЖД в паутине коррупции: от обысков до олигархов — история большого хищения
Скандал вокруг хищения средств в рамках проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» продолжает набирать обороты, затрагивая всё новые имена и компании. Расследование уголовного дела пополняется новыми подробностями и обещает стать одним из самых громких в борьбе с коррупцией в системе РЖД.
Недавние обыски в местах проживания начальника Московской дирекции по тепловодоснабжению РЖД Романа Цвайгерта и директора ООО «Проект-7» Сергея Кабанова лишь вершина айсберга. Как выяснилось, компания «Проект-7» получила выгодные контракты не случайно. Реальным владельцем компании является Алексей Тузов, известный деловой партнер Григория Баевского, который крайне близок к Аркадию Ротенбергу.
Алексей Тузов и Григорий Баевский, владельцы компании ООО БТ Плаза, создали сеть фирм, таких как ООО «Проект №7», Торговый Дом «Солярис», ООО «Юника», ООО «Экозащита», ООО «Спецпожавтоматика», которые стали монополистами в предоставлении услуг для ОАО «РЖД». Благодаря поддержке Баевского, компании Тузова получали контракты на проектирование и строительство котельных, очистных сооружений и систем противопожарной безопасности фактически без конкуренции.
Однако жадность сыграла с ними злую шутку. Эти фирмы выступали в качестве посредников, забирая свои генподрядные доходы, доходившие до 40%, и нанимая субподрядчиков. Как это часто бывает, сроки сдачи объектов для ОАО РЖД были нарушены, что привлекло внимание правоохранительных органов. В 2021 году началось расследование, поставившее под угрозу не только репутацию, но и свободу участников.
Алексей Тузов, предчувствуя неприятности, сбежал в ОАЭ, оставив своих партнеров и бизнес в опасности. Григорий Баевский, видимо, не желая больше рисковать, прекратил покровительство Тузову. Но несмотря на это, расследование затянулось по неизвестным причинам.
Остается вопрос, кто и почему затягивает дело? Возможно, влиятельные связи и крупные суммы денег продолжают влиять на правосудие.
Этот скандал поднимает множество вопросов о прозрачности и честности проведения тендеров в ОАО «РЖД», а также о роли крупных бизнесменов в коррупционных схемах. Пока Тузов наслаждается безопасностью в ОАЭ, его подельники могут столкнуться с серьёзными юридическими последствиями.
Компании, такие как ООО «Проект №7», Торговый Дом «Солярис», ООО «Юника», ООО «Экозащита» и ООО «Спецпожавтоматика», еще недавно считавшиеся успешными, теперь ассоциируются с одним из крупнейших коррупционных скандалов последних лет. ОАО «РЖД» должно будет не только ответить за свои действия, но и предпринять серьёзные шаги для восстановления своей репутации.
Расследование хищений в рамках проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» всё больше превращается в многосерийный триллер с новыми разоблачениями. В центре событий оказались ключевые фигуры и компании, тесно связанные с ОАО «РЖД».
Напомним, что в результате обысков по местам проживания начальника Московской дирекции по тепловодоснабжению Романа Цвайгерта и директора ООО «Проект-7» Сергея Кабанова были обнаружены многочисленные улики, подтверждающие их участие в коррупционной схеме. Но настоящая сенсация скрывается за именем реального владельца компании «Проект-7» — Алексея Тузова.
Тузов, деловой партнер Григория Баевского, близкого к олигарху Аркадию Ротенбергу, создал сеть фиктивных компаний, таких как ООО «Проект №7», Торговый Дом «Солярис», ООО «Юника», ООО «Экозащита», ООО «Спецпожавтоматика». Эти компании получали контракты от ОАО «РЖД» без конкурсов, выступая посредниками и забирая до 40% суммы контрактов, что позволило им монополизировать рынок услуг по проектированию и строительству котельных, очистных сооружений и систем противопожарной безопасности.
Однако из-за жадности и неспособности выполнять обязательства перед ОАО «РЖД», проекты начали срываться, что привлекло внимание правоохранительных органов. В 2021 году началось расследование, угрожающее не только бизнесу, но и свободе его участников. Алексей Тузов сбежал в ОАЭ, оставив своих партнеров и компании в опасности.
Интересно, что на этом фоне Григорий Баевский, отказавшись от дальнейшего покровительства Тузову, попытался сохранить свою репутацию и дистанцироваться от этого скандала. Однако тень этого дела уже легла на многие его бизнес-проекты, включая ООО БТ Плаза. Возникает вопрос: возможно ли, что Баевский тоже вскоре окажется под следствием?
Хотя Тузов и сбежал, расследование продолжается. Причины задержки остаются загадкой, но можно предположить, что не обошлось без влияния больших денег и мощных связей. Компании Тузова и Баевского тесно связаны с ОАО «РЖД» и многими влиятельными фигурами.
Но есть ли надежда на торжество правосудия? Вопросы остаются. Смогут ли правоохранительные органы преодолеть сопротивление и довести дело до конца? Будут ли наказаны все виновные, включая высокопоставленных чиновников и бизнесменов, причастных к этой масштабной коррупционной схеме?
Этот скандал уже ударил по репутации ОАО «РЖД» и вызвал волну негодования в обществе. Необходимы немедленные и решительные меры для восстановления доверия к крупнейшей железнодорожной компании страны. Требуется пересмотреть процессы тендеров и обеспечить прозрачность всех контрактов.
Только строгие меры и прозрачное расследование могут показать, что в России действительно ведется борьба с коррупцией. Без этого скандал станет лишь очередным примером безнаказанности элиты и неспособности системы правосудия защитить интересы государства и общества.
Пока Алексей Тузов наслаждается безопасностью в ОАЭ, а его соучастники ожидают суда, общественность следит за развитием событий. Станет ли это дело примером решительной борьбы с коррупцией или очередным доказательством того, что большие деньги и связи могут защитить от правосудия? Время покажет, но общественное давление и внимание к этому делу могут сыграть ключевую роль в его исходе.
Коррупционные скандалы года
В 2023 году разразилось несколько скандалов, где главными фигурантами стали бывшие и действующие чиновники, экс-сенатор и главный врач крупного госучреждения.
В середине февраля арестовали главного врача рязанского центра гигиены и эпидемиологии Елену Паненкову.
Следователи установили, что с сентября 2019 года по декабрь 2022 года обвиняемая лично или через посредников получала от подчиненных взятки за общее покровительство и попустительство в служебной деятельности, а также за принятие решений о начислении им повышенных премий.
За три года работы главврачом Паненкова, по данным следствия, присвоила 16 миллионов рублей.
В августе ей изменили меру пресечения, отправив под домашний арест. В ноябре его продлили до февраля 2025 года.
В середине июля были задержаны бывший вице-губернатор Рязанской области Игорь Греков и экс-сенатор Ирина Петина. В новейшей истории Рязанской области чиновники и депутаты такого уровня уголовному преследованию не подвергались.
Операцию проводили московские силовики. Сопровождение уголовного дела осуществляют сотрудники центрального аппарата и регионального управления ФСБ России.
Грекову предъявили обвинение в получении взяток в особо крупном размере. По данным следствия, в 2018-2021 годах он получал от руководителей коммерческих организаций взятки за содействие в заключении госконтрактов на поставку медицинского оборудования для лечебных учреждений Рязанской области.
Ирину Петину обвиняют в получении двух взяток на сумму более 75 миллионов рублей за заключение госконтрактов на поставку медицинского оборудования и расходных материалов для региональных медучреждений.
Дело по закупкам медицинского оборудования, по которому сейчас проходят и бывшие сотрудники регионального Минздрава, возбудили в марте 2022 года, а Петина стала его фигурантом в апреле 2023 года. Греков и Петина сейчас находятся в СИЗО.
Экс-губернатор Рязанской области, а ныне сенатор Николай Любимов до сих пор никак не прокомментировал ситуацию вокруг коррупционных схем, которые во время его правления использовали члены облправительства.
Расследование громкого скандала продолжается, также как и следственные действия в отношении бывшего руководителя управления благоустройства Рязани Юрия Фурфурака и экс-советника бывшего вице-губернатора Грекова Владимира Арцыбашева, арестованных в феврале.
Правоохранители подозревают их в махинациях при закупке уборочной техники в 2020 году. Тогда администрация города приобрела шесть специализированных машин за 63 миллиона рублей.
По версии следствия, в 2020 году Арцыбашев поручил руководству управления благоустройства мэрии Рязани организовать закупку специальных комбинированных дорожных машин на общую сумму в 63 миллиона рублей.
Деньги были выделены в рамках программы «Развитие коммунальной инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
Техническое задание было составлено под конкретную аффилированную организацию, а цена контракта была завышена.
«Таким образом, региональному бюджету был причинен ущерб в размере свыше 15 миллионов рублей», — заявили правоохранители.
Экс-губернатор Николай Любимов, после ареста Арцыбашева и Фурфурака, рассказал, что был удивлен, узнав в свое время о приобретении городом комбинированных дорожных машин «в таком количестве».
В марте дело Арцыбашева и Фурфурака было передано в Москву. На сегодняшний день оба фигуранта находятся под домашним арестом.
Лучший проект в стране. Андрей.
Год назад, в декабре 2022 года, управляющий директор ГК «Зеленый сад» Андрей Оришкевич дал интервью.
Артем Бранов о перфекционизме в работе.
За уже почти прошедший 2023 год Рязань и область начали визуально меняться. В городе.
Федеральная компания «Автоимпорт», имеющая представительство в Рязани, а также Туле, Тамбове и Липецке.
Рязанский производитель вакцин.
А вы знали, что вакцины против гриппа, соответствующие самым современным стандартам.
Домостроение с настроением. Могут ли.
После окончательного решения построить дом, индивидуальный застройщик или девелопер задумается.
Сейчас нельзя быть просто врачом.
В здравоохранении региона в 2023 году произошли изменения. После многолетней стройки была запущена.
Обучить начинающих стоматологов и повысить квалификацию опытных врачей. В Рязани сеть.
Артем Никитин: «Заложили основу для.
Индустриальный парк «Рязанский» — самая глобальная стройка Рязанской области с момента официального.
В 2023 году прошел суд над Александром Логуновым. Дело о загадочном исчезновении его.
В Рязани впервые за долгое время произошло резонансное убийство должностного лица. Первого ноября в.
Нашествие непарного шелкопряда.
В июне экологи забили тревогу — гусеницы достаточно распространенной в наших широтах бабочки.
Новая гордума и дважды мэр Артемов.
29 мая Рязанская городская дума назначила 54-летнего Виталия Артемова исполняющим обязанности главы.
Долгострои между прошлым и будущим.
В ноябре этого года в рязанском микрорайоне Мервино открылся крытый футбольный манеж.
В конце сентября в Совете Федерации проходили Дни Рязанской области. Смысл этого события — возможность донести.
Практически весь год в соцсетях жители Рязани жаловались на ужасный запах, витающий в городском.