Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений деятельности следственных органов Российской Федерации. Одной из форм работы по данному направлению служебной деятельности является разъяснение действующего законодательства в этой сфере. На основании ФЗ 7п. 12. 1-3 от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» запрещается противодействие коррупции в связи с исполнением физическими и юридическими лицами служебных (трудовых) обязанностей, получением вознаграждений и подарков, не урегулированных законодательством Российской Федерации. Запрет на приобретение несанкционированных подарков государственными служащими также установлен пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона. 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной службе Российской Федерации». В связи с оказанием государственных услуг государственным служащим запрещается получать вознаграждение от физических и юридических лиц в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Аналогичный запрет для работников органов местного самоуправления содержится в ст. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 марта 2007 г. ФЗ «Об органах местного самоуправления в Российской Федерации». Данный запрет распространяется на получение подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, а также участием в них в связи с выполнением служебных задач. Согласно статье 572 Гражданского кодекса Российской Федерации, подарки предоставляются безвозмездно, без рассмотрения и без передачи чего-либо со стороны дарителя.
Как отличить взятку от подарка: основные признаки и советы
Подарок – благодарность или взятка: как отличить
Профилактика и борьба с коррупцией являются приоритетными направлениями в работе государственных учреждений.
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» является основным законом, определяющим правовые основы государственной политики в области борьбы с коррупцией.
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон о коррупции» от 4 января 2023 года внес ряд изменений и дополнений в Закон «О противодействии коррупции».
Принятые поправки не связаны в первую очередь с адаптацией концептуальных положений Закона о коррупции, а направлены на совершенствование мер по предупреждению коррупции и существующих механизмов, оптимизацию взаимодействия различных институтов в сфере противодействия.
Например, в Закон о противодействии коррупции введено определение термина «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности». Это важно для характеристики предмета коррупционных правонарушений и передачи лиц в руки правосудия.
В практической деятельности правоохранительных служб раньше возникали сложности с применением законодательных ограничений на получение имущества (подарков). ‘По закону’. В результате в целях «борьбы с коррупцией» из закона было исключено понятие «сувенирная продукция» и определены понятия «протоколы и иные официальные мероприятия» и «подарки, полученные во время протоколов и иных официальных мероприятий», хотя максимальные разрешения на это имеются. .
Таким образом, сегодня установлены особые ограничения на подарки государственным служащим и приравненным к ним лицам. Эти лица не имеют права принимать в связи с исполнением должностных обязанностей. За исключением случаев принятия подарков, сделанных во время протоколов или других официальных мероприятий, за исключением того, что стоимость каждого из них не превышает 20-кратного размера базовой величины на день получения таких подарков, как самостоятельно, так и третьими лицами.
Кроме того, государственные служащие и приравненные к ним лица имеют право получать имущество в связи с выполнением своих обязанностей при оказании услуг (выполнении работ), но обязаны раскрывать его в соответствии с законодательством государства. (Который) получает эти активы и предоставляет их безвозмездно.
Однако если одаряемый получает взятку за использование подарка от сотрудника своего органа власти в интересах лица, передавшего подарок, то данное деяние квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости цели взятки.