В связи с объявлением о публикации с 9 июля 2021 года новой публикации Закона Республики Беларусь. 226-з от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 226-з) и Указа № 265 от 8 июля 2021 г. «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 265) упрощен порядок исполнения внешнеторговых контрактов.
Указом от 27 марта 2008 г. № 265 внесены изменения в ряд указов, в том числе в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. 178 «О порядке осуществления и контроля внешней торговли» (далее — Указ № 178).
В частности, из Указа № 178 были исключены положения, устанавливающие сроки завершения внешнеторговых операций. Также были исключены положения о продлении сроков завершения внешнеторговых операций на основании лицензий национальных банков. В соответствии с концепцией, предусмотренной Законом № 226-Z. 226-З, сроки исполнения обязательств устанавливаются на договорной основе (по соглашению сторон) с учетом финансовой целесообразности.
Кроме того, в новую редакцию Приказа № 178 «О порядке завершения внешних коммерческих операций в рамках внешнеторгового договора» не включены ограничения на процесс расчетов. В то же время Законом № 226-з2021 установлено, что до 9 июля 2009 года отечественные юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять хождение белорусских рублей и (или) иностранной валюты на счетах, открытых в банках Республики Беларусь (репатриацию) в рамках валютных контрактов. . а по импорту — белорусские рубли и (или) иностранную валюту в случае неполного исполнения по обязательствам нерезидента. Кроме того, Указ № 226-З определяет, когда допускается срок возврата и дату прекращения обязательства по репатриации резидента в конкретном случае. Указ № 265 также отменяет обязанность резидента регистрировать внешнеторговые соглашения с банками.
Приказ № 178 гармонизирует положения Указа № 265 в соответствии с установленными процедурами.
Декрет № 265 Также предусмотрено, что положения Декрета № 178 Сроки исполнения внешнеторгового законодательства истекают в период с 21 июня по 8 августа 2021 года в части обязанности резидентов обеспечить завершение внешнеторгового законодательства в сроки, установленные в соответствии с действующим законодательством, до 9 июля 2021 года. Торговые операции, срок которых истекает в этот период, не требуют получения разрешения Национального банка на продление этих сроков.
С 9 июля 2021 года Национальный банк не запрашивал ходатайств о продлении сроков завершения внешнеторговых операций.
Кроме того, по состоянию на 9 июля 2021 года выданные национальными банками лицензии на продление сроков завершения внешнеторговых операций не были реализованы. Условия репатриации на основании контрактов (импорта), предусматривающих продление сроков завершения внешнеторгового права по лицензиям национальных банков, определяются резидентом в соответствии с условиями таких контрактов в соответствии с требованиями статьи Закона № 19 226-З и главы 3, утвержденной решением Совета директоров национального банка 147 от 31 мая 2021 года главы 3 Директивы о введении в действие Денежного кодекса.
Исходя из требований Закона №. 226-Z и Приказа № 265, 9 июля 2021 года следует считать датой исполнения обязательства нерезидентом для целей определения срока репатриации, 226-Z в контексте договоров, срок исполнения которых нерезидентом наступил до вступления в силу закона № 226-Z. Поскольку максимальный срок, установленный для банков, банков развития и иностранных банков, не может превышать 30 календарных дней для осуществления капитальных платежей и переводов (за исключением случаев, когда иностранный банк держит средства b).
В противном случае в течение того же срока резиденты должны предпринять другие меры на соответствующий период. На этот период срок репатриации должен быть продлен (либо путем изменения условий исполнения нерезидентом обязательств, предусмотренных контрактом, либо срока репатриации, как это предусмотрено в статье 19(6) Закона № 226-G.
В случае договоров с истекшими сроками исполнения обязательств перед нерезидентами, срок действия которых истекает 9 июля 2021 года, для определения сроков репатриации используются сроки исполнения обязательств перед нерезидентами, вытекающие из этих договоров. При этом подход к продлению сроков репатриации аналогичен описанному выше.
Утверждена Инструкция о проведении валютных операций
В целях применения положений новой редакции Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. 226-З от 22 июля 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле», Совет директоров Национального банка принял постановление. 147 от 31 мая 2021 года об утверждении инструкции по актам Валютного закона (далее — инструкция). Постановление вступает в силу с 9 июля 2021 года и будет способствовать упрощению процесса применения актов Валютного закона и расширению возможностей их применения физическими и юридическими лицами.
Директива также устанавливает четкий перечень банков в иностранной валюте. Именно в соответствии с ним банки имеют право взимать плату с резидентов в иностранной валюте. В этот список входят.
Инструкцией предусмотрено право юридических лиц распространять использование белорусского рубля на расчеты за пределами Республики Беларусь. финансовых соглашений. При этом участники данных правоотношений должны учитывать законодательство страны, в которой происходит операция в валюте. Ранее данный вопрос белорусским законодательством не регулировался.
В целях снижения административной нагрузки на граждан и юридических лиц оптимизирован перечень случаев, при которых не требуется представление документов и иных документов для осуществления валютных операций. Соответственно, не требуется представлять следующие документы
Нерезиденты (юридические и физические лица) при проведении валютных операций документы в Банк или Банк развития не представляют.
В связи с выходом данного постановления Совет директоров Национального банка Республики Беларусь принял постановление. № 72 от 30 апреля 2004 года «Об утверждении Положения об осуществлении финансовых операций» № 46 от 16 апреля 2009 года «Об утверждении Директивы о порядке регистрации сделок и исполнения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями обязанностей агентов валютного контроля». № 514 от 26 августа 2015 года «О некоторых вопросах выдачи и уведомления о разрешениях, необходимых для целей финансового регулирования», который утрачивает силу с 9 июля 2021 года.
Платежи в валюте между резидентами
Вопрос: Организация-резидент («клиент») направила в обслуживающий банк платежное поручение о перечислении иностранной валюты транспортной организации-резиденту в качестве оплаты за оказанные услуги по международной перевозке грузов. Валютный контракт по данной операции не зарегистрирован на веб-портале национального банка. Соответствуют ли валютные операции требованиям Закона о валютном регулировании? Имеет ли право банк исполнить указанное платежное поручение?
ОТВЕТ: Расчеты между резидентами в валюте международных перевозок грузов перевозчиками соответствуют требованиям Закона о валюте. Банки вправе исполнять платежные поручения даже при отсутствии регистрации валютного договора.
Основание: в рамках взаимодействия с национальными банками в целях мониторинга валютных операций банк на основании информации и документации, представленной клиентом, определяет соответствие валютной операции требованиям Закона о валюте (в следующих случаях.) их представления) (пункт 1 части 1 пункта 31 Директивы № 147).
При осуществлении платежей и перевозок клиент указывает информацию, подтверждающую соответствие денежному акту и требованиям денежного законодательства (пункт 11 Директивы № 147, ниже),
При осуществлении платежей в рамках валютных операций клиентов банки проверяют, в частности (пункт 31 Директивы № 147, ниже).
— Законность использования иностранной валюты между резидентами,
— регистрацию валютных контрактов на веб-портале национального банка, если такая регистрация требуется в соответствии с Директивой № 37,
— Соответствие информации, указанной клиентом в платежном поручении, требованиям пункта 12 Директивы № 147.12 147.
Следует отметить, что банки обязаны отказать в исполнении платежного поручения, если операция осуществляется с нарушением валютного режима.
По общему правилу, использование иностранной валюты запрещено договором, когда клиент осуществляет платеж другому резиденту, за исключением случаев, когда клиент является законом (ч. 1, п. 5 ст. 10, п. 1 ст. 12, п. 1 Закона № 226-з).
В то же время Президент Республики Беларусь, закон, общие постановления Совета Министров и Национального банка могут определять иные случаи использования иностранной валюты, кроме случаев, специально установленных Президентом Республики Беларусь. Валюта между резидентами (ч. 2, п. 5 ст. 10 Закона № 226-з).
Таким образом, постановлением № 392/7 установлено, что иностранная валюта разрешается юридическим лицам при расчетах с другими резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), осуществляющими транспортную и (или) перевозочную деятельность до 01.01.2025 г. с Республикой Беларусь, за исключением Республики Беларусь, при прохождении по территории Республики Беларусь (п. 1 постановления № 392/7).
В отношении регистрации валютных контрактов следует обратить внимание на следующее В случаях, предусмотренных законодательством, валютный контракт подлежит регистрации до совершения резидентом любых действий, направленных на исполнение валютного контракта (ч. 1 п. 6 Директивы № 37).
Векселя валютных контрактов — это договоры (соглашения, контракты) или иные документы, на основании которых осуществляются валютные операции. К ним относятся сделки между резидентами с использованием денежных ценностей (подпункты 1-2 пункта 1. 3, подпункты 1-2 пункта 1. 4 и подпункт 1. 5 статьи 1 Закона 226-Г).
В то же время валютные контракты, заключенные между резидентами и нерезидентами, регистрируются на веб-портале Национального банка, если они соответствуют критериям регистрации (Директива 37, пункт 3).
Платежные поручения, подаваемые клиентами при осуществлении платежей и перевозок в контексте Валютного закона, должны содержать определенную информацию, такую как регистрационный номер валютного контракта и указание на то, что валютный контракт не подлежит регистрации (пункт 6, часть 1, пункт 12, часть 1 Директивы 147).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что
— Денежное законодательство Республики Беларусь до 01.01.2025 допускает неденежные расчеты в иностранной валюте между резидентами международных транспортных услуг.
— Денежные договоры, заключенные между резидентами, не подлежат регистрации на веб-портале Национального банка.
Таким образом, банк вправе исполнить платежное поручение клиента о перечислении иностранной валюты национальному перевозчику в качестве оплаты за оказанные услуги по международной перевозке. При этом клиентам следует учитывать, что валютные контракты не подлежат регистрации в платежных поручениях.
Читайте этот материал >.
Как проводить расчеты по контракту с белорусской компанией?
Я собираюсь заключить контракт с белорусской компанией. Какие расчеты вы можете прописать? Можно ли это сделать в долларах?
Ответ
Расчеты с нерезидентами должны осуществляться с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10. 12. 2003 № 173-ФЗ).
То есть в банке, имеющем лицензию на проведение валютных операций: http: /www. cbr. ru/fmp_check/.
Валюта сделки может быть любой. Главное — не допускать сверки наличных. Кроме того, для торговли валютой необходимо предоставить в банк документы и информацию. Как это делается, зависит от валюты, а также от суммы контракта. Более подробная информация приведена в таблице причин.
Обоснование данной позиции в материале «Системы Главбух».
Рекомендация. Какие документы необходимо предоставлять в банк при осуществлении валютных операций.
Чтобы осуществить валютную операцию, необходимо предоставить документы и информацию в ваш банк. Способ, которым это делается, зависит от суммы контракта. Для получения более подробной информации см. таблицу ниже.
Импортные контракты на сумму более 3 млн рублей и экспортные контракты на сумму более 6 млн рублей должны быть зарегистрированы на банковском счете. Как это сделать, читайте в рекомендациях.
Перечень документов, которые необходимо предоставить для проведения валютных операций, определяется банком. Документы, которые может потребовать банк, перечислены в пункте 4 статьи 23 закона от 10. 12. 2003 №. 173-ФЗ.
Документы по валютным операциям должны быть представлены в уполномоченный банк по месту проведения сверки вместе с контрагентом.
Документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (п. 1. 2 Директивы ЦБ РФ № 181-И от 16 августа 2017 г.),
Справка о подтверждающих документах (п. 1. 3 Инструкции ЦБ РФ № 181-И от 16.08.2017),
внешнеэкономические договоры, кредитные договоры (п. 5. 1 Указания ЦБ РФ № 5. 1 от 16.08.2017),
Срок направления документов зависит от вида валютной операции. В этот срок не входит период с 30 марта по 30 сентября 2020 года (ЦБ РФ, № 1).
Кроме того, орган валютного управления вправе запросить у организации документы, указанные в части 4 статьи 23 Закона от 10. 12. 203 2003 г. 173-ФЗ, а именно: уведомления о проведении проверки для открытия счетов за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (контракты, доверенности, протоколы и т.д.)). Порядок предоставления этих документов по требованию таможенных и налоговых органов определяется положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ №. 98 от 17. 02. 2007.
Примечание: С 2018 года паспорта и справки о валютных операциях отменены. Вместо паспорта в банках установлен порядок регистрации договоров (кредитных договоров). Транспортные паспорта, не закрытые до 2018 года, закрываются банком.
Транспортные паспорта, которые не были закрыты до 2018 года, характеризуются как закрытые. Банк не характеризует паспорта как закрытые. Закрытые паспорта хранятся в банке в досье валютного контроля. Если контракты подлежат обязательному бухгалтерскому контролю, то номер сделки является единственным номером контракта. Банк сам регистрирует всю необходимую информацию по контракту, начиная с паспорта сделки и заканчивая статусом банковского контроля.
Таким образом, банк получает закрытый паспорт сделки. Согласуйте с банком порядок и срок выдачи документа. Паспорта валютных операций, поданные до 2018 года, остаются в банке. Это вытекает из пунктов 18.1 и 18.5 Директивы Центрального банка №. 181-И от 16 августа 2017 года.
Обязанность предоставлять эти документы следует из статьи 23.4, пунктов 1 и 2 статьи 24.1 и 2(2) ст. 173-ФЗ. Подробнее о процедуре регистрации договора читайте в статье «Как зарегистрировать договор в банке». Другие документы см. в таблице «Как заключить договор с банком».
Статус: какие сведения и документы представлены в банк для валютного контроля. Резидент-экспортер получил депозит нерезидента на транспортный валютный счет. Сумма контракта не превышает 200 000 рублей.
Сообщите в банк нормы законодательства.
Взыскание валютных авансов является актом по транспортному валютному счету валютного кредита. Если сумма контракта не превышает 200 000 рублей, в банк нужно представить только кодовую информацию. Это следует из указания Центробанка от 16 августа 2017 года, из п. 2. 7 и Приложения 1.
Из рекомендаций раздела «Какие валютные операции могут проводить российские организации».