Если сообщается о трудовом договоре, то стороны не должны иметь ничего общего между собой. Если работник подтверждает отсутствие задолженности по обходному листу, работодатель должен окончательно рассчитаться с существующим расчетом. Также важным элементом является публикация работником своей трудовой книжки, так как она хранится в штате предприятия.
Зачастую вся эта информация также указывается в обходном листе, что значительно упрощает процесс. После того как бумага заверена подписями всех ответственных лиц, стороны отказываются от встречных претензий. В дальнейшем передача дела в судебные органы становится весьма проблематичной, так как обходной лист подтверждает выполнение всех обязательств.
Рассказываем, как составить обходной лист
Первое, что необходимо определить, — это полное наименование организации-работодателя, у которого работал сотрудник. Далее напишите название этого документа (обходной лист).
Следующий шаг — определение ФИО работника и занимаемой им должности согласно штатному расписанию. Здесь же указывается дата увольнения, то есть последний рабочий день. В обходном листе должны быть указаны те же даты, чтобы не возникло недопонимания между сторонами.
Ниже документа начинается блок, где уполномоченные лица должны оставить свои подписи. Все они перечислены по пунктам с указанием ФИО, места работы и структурного подразделения. Каждый руководитель подписывает, что задолженностей нет.
Обратите внимание на тот факт, что работник, конечно же, получит трудовую книжку на руки, как и осуществление с ним окончательного расчета со стороны работодателя. Полностью заполненный обходной лист поступает на утверждение в кабинет директора.
Руководитель предприятия заверяет обходной лист своей подписью. Подпись руководителя, как и все остальные, должна быть расшифрована (фамилия и имя). Нет необходимости хранить оттиск фирменной печати компании, так как ее использование в настоящее время необязательно. В любом случае она не является обязательной.
Для чего нужен обходной лист
Многие организации выдают обходной лист в конце трудового договора, перед выплатой окончательного гонорара. Этот документ помогает убедиться в том, что у сотрудника нет обязательств перед работодателем. Причем это касается как материальных ценностей (машин, оборудования), так и документации. Обходной лист позволяет работнику определить
Обходной лист полезен как для компании, так и для сотрудника, поскольку с его помощью можно доказать отсутствие задолженности. В таблице ниже мы рассмотрим, чем обходные листы могут быть полезны для работодателей и работников.
Чем полезен обходной лист для сотрудников и работодателей?
Можно отслеживать, сохраняется ли у сотрудника задолженность.
В случае иска о возмещении ущерба этот документ подтверждает, что у сотрудника нет задолженности перед компанией
Можно установить, что сотрудник сдал досье и больше не имеет доступа к внутренней информации.
Доказательство того, что досье было полностью передано новому сотруднику.
В суде обходной лист является доказательством того, что увольнение было добровольным.
Форма обходного листа
Документы составляются в свободной форме, стандартного формата не существует. Формы разрабатываются собственными силами и утверждаются приказом.
Обычно это таблица с перечнем основных структурных подразделений компании и должностей, обозначающих, кто отвечает за эти службы.
Рекомендуется оформлять обходной лист сразу после получения заявления об увольнении. Таким образом, у сотрудника будет время ознакомиться с листками и собрать все подписи. Обычно эти бланки хранятся у HR-специалиста. Он же контролирует процесс. После того как документ заполнен, он возвращается кадровику. Срок их хранения не определен, обычно они хранятся не менее трех лет.
Типовой формат обходного листа — скачать здесь
Что желательно включить в форму
В законодательстве нет рекомендаций о том, что должно быть включено в обходной лист при увольнении работника. Однако, чтобы документ не вызвал недовольства работника, был полезен в будущем и мог выступать в качестве доказательства в судебных спорах, в него должна быть включена обязательная информация.
Далее располагается таблица для обозначения структурных подразделений. Пока сотрудники требуются, нет необходимости выделять слишком много служб. Регистрация ответственных лиц может быть оформлена отдельным приказом. Как правило, список имеет следующие форматы
Скачать образец листа выжившего сотрудника можно здесь
Сотрудник не подписывает обходной лист при увольнении: что делать
Нельзя заставлять сотрудников сдавать свои структурные подразделения и собирать подписи в обходном листе. Работник имеет право отказаться от обходного листа или вернуть его незаполненным. Запрещено наказывать сотрудника за отказ или невыдачу документа.
Рекомендуется заранее договориться с работником о добровольном сборе подписей на обходном листе. Если договориться не удалось, можно самостоятельно проверить, предоставил ли сотрудник все материальные ценности. Для этого штатные сотрудники
При увольнении менеджера по материалам компания имеет право организовать внеочередную инвентаризацию. По ее результатам, если сотрудник уже уволился, можно потребовать возмещения ущерба немедленно или в судебном порядке. (Срок, на который можно рассчитывать, — до одного года с момента недостачи (см. статью 392 §§ 4-5 Трудового кодекса РФ).
Как взыскать имущественный ущерб с работника — читайте в статье.
Обратите внимание! Запрещено препятствовать увольнению материально ответственного работника, даже если недостача обнаружена в день прекращения трудового договора. При этом расторжение трудового договора не освобождает работника от необходимости возмещения материального ущерба (ч. 3 ст. 232 ТК РФ).
Мы рекомендуем HR-службам изучить обучающий семинар. Создание эффективной секции HR 3.0. Узнайте, как организовать работу кадровой службы в соответствии с законодательством и как придать документам юридическую силу».
Обязателен или нет обходной лист при увольнении работника + образец
Некоторые работодатели настаивают на том, чтобы увольняющиеся сотрудники заполняли специальную обходную форму. Этот бланк содержит подписи соответствующих представителей различных отделов компании-работодателя.
Если его заполнение считается обязательным при увольнении, необходимо создать цель составления этого документа. Кроме того, следует уточнить, какова форма этого документа и какими приказами работодателя регламентируется его использование.
Законно ли это – обходной лист?
Руководство организации стремится обеспечить увольнение работников. Это особенно важно для тех, кто имеет основные обязанности в этой организации.
Чтобы подтвердить свою правоту, руководитель включит в специальный обходной лист движение органов, задействованных при увольнении конкретного сотрудника.
Как правило, этот бланк выдается работнику за одну-две недели до предстоящего увольнения.
За это время работник должен успеть вернуться ко всем этим сотрудникам (как правило, к главному представителю или начальнику отдела), чтобы забрать одобрительное решение.
Подписи в обходном листе свидетельствуют о том, что претензий к увольняемому сотруднику не предъявлялось.
Если такие претензии все же есть — например, сотрудник СИД ничего не предоставил или не доделал, — руководитель организации-работодателя имеет право потребовать возместить этот недостаток в разумные сроки (до согласованной даты выхода на пенсию).
Обязательно ли подписывать при увольнении?
Заполнение обходного листа позволяет работодателю определить, есть ли у руководителя отдела требования к увольняемому сотруднику. Если такие требования есть, а работник отказывается их выполнять (например, не хочет возвращать вверенный ему объект), работодатель вправе поступить в соответствии с законом. Во многих случаях руководство учреждения вынуждено обращаться в суд.
Важным нюансом является то, что уволенные граждане не обязаны подписывать обходные листы. Работники могут отказаться заполнять форму, потому что в действующем законодательстве такого требования нет.
Это издевательство не имеет законных оснований, если работодатель угрожает отказом в выдаче расчетного, трудовой книжки или другого необходимого документа.
Таким образом, работник может отказаться от сбора подписей, и работодатель не имеет права его к этому принуждать. В то же время сам работодатель не обязан приводить обходной лист в исполнение.
Как выглядит форма?
Единого стандарта формы обходного листа нормами права не установлено, учитывая нераспространенный характер документа. В связи с этим работодатель самостоятельно разрабатывает форму данного документа и утверждает ее в локальных актах.
Например, типовая форма обходного листа может включать следующие элементы
Может быть указан перечень ценностей, вверенных увольняющемуся сотруднику, а также перечень вещей, предметов и документов, возвращенных этим сотрудником в связи с увольнением. Также может быть представлен акт приема-передачи.
Если увольняющийся сотрудник обязан, то соответствующие факты подробно излагаются в обходном листе.
Скачать образец в Word
Как оформить приказ об утверждении формы?
Конкретная форма административного законодательства, регулирующая вид обходного листа для конкретной организации, также не установлена действующим законодательством. В результате работодатель может самостоятельно применять любой вариант такого приказа.
Важным условием является то, что законодательство должно соответствовать требованиям и правилам документооборота, принятым в компании.
Такой приказ может содержать следующую рекомендуемую информацию