250-летие тюрьмы «Бутырка» было отмечено великим торжеством. Только несколько лет назад заместитель главы ФСИН Валерий Максименко заявил о намерении закрыть это исправительное учреждение. Но судьба решила иначе, и теперь сам Максименко находится в тюрьме «Лефортово» по обвинению в злоупотреблении своими должностными полномочиями, а «Бутырка» продолжает принимать новых заключенных. После своего визита в закрытый для общественности музей Бутырского тюремного замка, специальный корреспондент RT и член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Борис Клин, поделился своими впечатлениями.
Тюрма под названием «Бутырка», которая сейчас известна как СИЗО №2 УФСИН России по Москве, в течение четверти тысячелетия неустанно принимает заключенных. Строительство тюремного замка в Бутырке началось в 1771 году, а через два века, в 1971 году, был основан музей. Он находится в одной из башен, известной как Пугачёвская. Предполагается, что перед казнью Емельян Пугачёв, вождь крестьянского восстания и самозванец, притонился именно в этой башне, выдавая себя за императора Петра III. Однако в музее осторожно замечают, что это скорее легенда, поскольку нет документальных подтверждений о пребывании Пугачёва в тюремном замке Бутырка.
Их удерживали на территории Московского монетного двора. Однако клетка, которой они пользовались, была настоящей, кованой и находилась здесь, а затем была передана в Музей революции (ныне Музей современной истории России — RT ), а после этого попала в Государственный исторический музей, — объясняет сопровождающий нас сотрудник.
Согласно легенде, Пугачев находился на том месте, привязанный к цепи, поэтому слухи о «брутальных законах Бутырки» распространились по всей стране.
Участники Организации Наблюдения за Коррекционными учреждениями время от времени посещают вышки, некоторые из которых используются для хозяйственных целей. В одной из этих вышек в 2019 году были обнаружены два заключенных. Оба находились в неподходящей для содержания камере, и после проведения проверки правозащитниками они были немедленно переведены в другие помещения, а камера была закрыта для ремонта.
В подвалах памяти
На входе в музей, рядом с табличкой «Мемориальная Стена», размещены фотографии известных персон, которые в разные времена оказались заключенными в этой тюрьме. До Февральской революции 1917 года здесь содержались Лев Давидович Троцкий, Феликс Эдмундович Дзержинский, Нестор Иванович Махно, выдающийся поэт Владимир Владимирович Маяковский и талантливый писатель Илья Григорьевич Эренбург.
За время сталинских репрессий на территории данного места побывали такие выдающиеся личности, как академик Николай Вавилов и физик Лев Ландау, авиаконструкторы Андрей Туполев и Николай Поликарпов, писатели Анатолий Рыбаков, Исаак Бабель, Варлам Шаламов и поэт Осип Мандельштам. Стоит отметить, что этот список далеко не полный, хотя информация о том, в каких именно помещениях содержались эти знаменитые арестанты, не сохранилась.
Существует одна из преданий, согласно которой в «Бутырке» содержали будущего маршала Константина Рокоссовского после его ареста в 1937 году. Говорят, что его привозили сюда для встречи со Сталиным, но нет документальных доказательств этому. Точно так же нет подтверждений тому, что знаменитый диверсант Павел Судоплатов сидел в одной из камер.
В СИЗО осуществили реставрацию кабинета Лаврентия Берии, воссоздав в нем мебель и аксессуары эпохи 1930-х годов, включая телефон. Представители музея утверждают, что это был настоящий личный кабинет главы НКВД, где он проводил допросы и совещания с персоналом авиационной «шарашки», руководимой Туполевым, которая временно функционировала в тюрьме.
Под замками политической тюрьмы
Музей располагается в небольшом помещении — в круглом башенном зале, находящемся на одном из этажей. На экспозиции можно увидеть коллекцию кандалов и наручников. Однако самые тяжелые кандалы весом в пуд уже не представлены в коллекции, так как после революции 1917 года они были щедро распределены по разным советским музеям, и в самой «Бутырке» их больше нет.
Однако другие примеры сохранились. Инженерные конструкции наручников были представлены с начала XIX века и до наших дней. В отличие от современных, в старинных «браслетах» невозможно было регулировать объем запястья. В прошлом полицейским и тюремщикам приходилось носить с собой три вида наручников, чтобы подобрать их нужного размера для заключенных.
Уникальной достопримечательностью музея являются тюремные камерные замки, которые были изготовлены по специальному заказу. По словам нашего экскурсовода, эти замки были невозможно открыть обычными отмычками. Некоторые из них до сих пор исправно работают, что нам было продемонстрировано — один из висячих замков был закрыт и открыт с помощью уникального ключа.
Одна из информационных стендов рассказывает о том, что после революции 1905 года «Бутырка» стала официальной политической тюрьмой с экстремально жёсткими условиями содержания. Заключённых держали в неподогреваемых помещениях и едва обеспечивали их питанием. Введение телесных наказаний в виде порки было принято. Докладывается, что в период 1910—1911 годов в «Бутырке» умерли 400—500 человек. Подобные условия содержания стимулировали взлет тюремных восстаний и нападений на охрану.
Ножи, заточки и пистолет Макарова
Специальный экспонат посвящен оружию, использовавшемуся заключенными во время больших беспорядков. Здесь представлены различные виды пик, цепей, обрезков труб, провода с привязанными к нему стальными шипами и даже деревянная булава, усыпанная гвоздями.
В экспозиции представлены многочисленные образцы ножей и инструментов для их заточки. Но весьма любопытно, что они использовались не только для преступных целей, а главным образом для повседневных нужд, например, для нарезки колбасы. Естественно, ношение таких предметов было запрещено, и их изымали. Однако заключенные умудрялись изготавливать из алюминия специальные ключи, которые позволяли открывать перегородки и двери между коридорами тайно. Среди изъятых экспонатов даже был самодельный пистолет Макарова, отливаемый из алюминия.
Такое огромное количество нелегальных изделий здесь появилось по вполне объяснимым причинам. Оказывается, до 1963 года тюрьма «Бутырка» не только занималась содержанием заключенных, но и выполняла функции обычной тюрьмы, где осужденные отбывали свои наказания. Внутри тюрьмы были организованы мебельное и швейное производства, предназначенные для собственных нужд учреждения. Из швейного производства музею досталась старинная швейная машинка «Зингер».
В дополнение к этому, преступников отправляли на работу на соседний завод по производству машиностроительных изделий, где было в избытке как сырье, так и инструмент для изготовления взломов и отмычек.
«Пасть порву, моргалы выколю»
На одном из экспонатов представлены фотографии, где запечатлены кадры из культового советского сериала «Семнадцать мгновений весны». Артисты Вячеслав Тихонов и Леонид Броневой, нарядившись в грим, устремленно смотрят в объектив камеры. На другом фото мы видим «узника», одетого в яркую полосатую робу, который под охраной провожают по коридорам Бутырской тюрьмы.
В нашем местном СИЗО сняли тюремные сцены для фильма «Семнадцать мгновений весны». Для съемок допросов актеров использовали прогулочный дворик, на котором съемочная группа также привезла свой собственный реквизит, рассказывают в музее.
Великолепные интерьеры «Бутырки» можно увидеть не только в одном фильме. Руководители музея утверждают, что знаменитая сцена с появлением персонажа Евгения Леонова в образе бандита Доцента была снята именно здесь, в советской комедии «Джентльмены удачи». Также здесь проходили съемки сцены из популярного фильма 1990-х годов «Бригада», в которой Саша Белый и его друзья оказываются арестованы.
Суровая история самой знаменитой московской тюрьмы
Суровая история самой знаменитой московской тюрьмы
Только старожилы Москвы могут найти местоположение разрушенной Таганской или Московской губернской уголовной тюрьмы, где, по словам известной тюремной песни, «погибли молодость и талант». Эта легендарная тюрьма дала миру слово «баланда». Говорят, что когда-то в столовой «Таганки» каши готовил повар по имени Баландин. Еда, которую он готовил, была так отвратительна, что столовая получила его имя, а автора заключенные сварили в кастрюле с супом из конины. «Таганка» была называемой российской, а затем советской Бастилией, о ней ходили самые ужасные и неправдоподобные легенды.
Отсидка без отрыва от производства
Долгие два столетия тому назад, улочка Малые Каменщики на Таганской площади царила тихим уголком города. Поистине она показалась наиболее идеальным местом для возведения передовой тюрьмы XIX века.
С самого основания в 1804 году в остроге было установлено значительное количество различных мастерских — швейные, кузнечные, токарные, а даже типографские. В самой тюрьме «Таганка» был создан отдельный театр, где в 1906 году сам Шаляпин выступал перед заключенными и администрацией. В этом российском заключении никогда не было нехватки узников.
Власть новая – тюрьма старая
После победы коммунистической партии, все тюрьмы вновь оказались заполненными. Камеры, рассчитанные на 7000 заключенных, забиты были известными и не столь известными политическими и религиозными деятелями. «Таганка», широко известная своими методами реформирования преступников в трудолюбивых граждан, стала символом переполненных камер, неприглядного питания и изнурительного труда.
Среди заключенных распространялись грипп и туберкулез, что только усиливало ситуацию. Одной из причин тому была возможность узникам свободно перемещаться по тюрьме, посещая других заключенных в их камерах.
Позже условия улучшились, и, судя по слухам, многие бедные люди совершали мелкие правонарушения, лишь бы оказаться в «Таганке» и не умереть от голода на улице. Тюрьма снова стала примерным учреждением. Даже администрация с гордостью принимала здесь иностранные делегации. Была издана газета «Голос «Таганки»», которая также транслировалась по радио, а заключенные могли предлагать рационализаторские идеи для улучшения своей ежедневной работы в мастерских.
Бессменный арестант
Знаменитые преступники и несправедливые приговоры оставили свой отпечаток на истории тюрем. Здесь, под одной крышей, нередко сосуществовали не только камеры осужденных, но и место непостижимых страданий, затмевающих их виновников.
В разные периоды времени в данном месте пребывали такие личности, как революционер Николай Бауман, благодетель большевиков и промышленник Савва Мамонтов. Из-за своего гневного выступления, посвященного погибшему лейтенанту Шмидту, знаменитый священник и богослов Павел Флоренский был отправлен на неделю в «Таганку».
После того, как произошла революция, которую Флоренский приветствовал, в темницы были отправлены пять высших архиереев, сотрудничавших с ним. Здесь их соседствовало несколько месяцев с 80-летним старцем святителем Серафимом. Впоследствии его расстреляли на печально известном Бутовском полигоне, внеся его имя в список Новомучеников и Исповедников Российских, чьи жизни завершились там.
В начале 1905 года, в театре «Таганка», произошло малозначительное событие — писатель Леонид Андреев оказался втянутым в организацию собрания социал-демократической партии. Благодаря доброму жесту миллионера Саввы Морозова, который вынужден был внести залог, этот скандальный литератор был отправлен к Максиму Горькому на его излюбленный остров Капри.
Слухи ходили о начальнике московской полиции при Николае II, Владимире Джунковском, который впоследствии оказался за решеткой. Говорили, что он был признан и уважаем среди своих заключенных.
Падение советской Бастилии
В 1958 году история знаменитого исправительного заведения подошла к концу. Большая часть бывшей Центральной Таганской пересыльной тюрьмы была разрушена взрывом в считанные мгновения.
В ближайшее время на территории, где ранее располагались казематы, был построен детский сад для детей сотрудников полиции, а также несколько жилых пятиэтажек. От исторического здания «Таганки» осталось лишь административное здание, которое было передано под офисные помещения, а в прежней прачечной теперь находится местный жилищно-эксплуатационный комплекс.
Только узкая полоса, остаток грозной тюремной стены сохраняется. Где когда-то находилась тюрьма, сейчас находятся жилые дома, среди обитателей которых ходят слухи и предания. По слухам, во время строительных работ были обнаружены человеческие останки под землей.