Правила трудоустройства иностранных граждан

В России для приема на работу иностранцев установлены особые правила, которые предназначены для защиты внутреннего рынка труда. Для некоторых категорий иностранцев процесс трудоустройства аналогичен процессу для российских граждан, тогда как для других действуют ограничения (постановление №1315 от 08.12.16). Эти различия обусловлены их юридическим статусом. В остальном трудоустройство иностранных граждан регулируется ФЗ РФ №115. Согласно Постановлению от 04.12.17 года №1467, в 2018 году иностранцам запрещено работать в некоторых секторах экономики.

Статусы иностранцев в РФ

Согласно Закону от 25.07.2002 года, существуют 4 категории статусов:

  1. Иностранцы, временно находящиеся в России, что подтверждается визой или миграционной картой. Максимальный срок пребывания – 3 месяца (90 календарных дней) с момента въезда. По истечении срока они должны покинуть страну или получить продление в Федеральной миграционной службе (документ, разрешающий временное проживание). Если подписан трудовой или ГПХ-договор, срок пребывания продлевается до его окончания, но не более чем на 12 месяцев с момента въезда. Ограничение не распространяется на высококвалифицированных специалистов, работающих с ИП.

Действия работодателя перед приемом иностранцев

Для трудоустройства иностранного гражданина, временно находящегося в стране, работодатель должен заранее выполнить следующие действия:

  • подать заявку в орган занятости о потребности в таком сотруднике для подтверждения госорганами данного факта;
  • получить разрешение от миграционной службы на работу иностранца;
  • уплатить пошлину в размере 10 тыс. рублей за человека;
  • обратиться в региональное отделение ФМС с ходатайством о выдаче рабочего приглашения, дающего право на въезд и упрощающего процедуру пересечения границы (получение визы).

Этот документ выдается в течение 20 рабочих дней и стоит 800 рублей.

После этого работодатель обязан получить разрешение на работу иностранных граждан в ГУВМ МВД РФ. В орган подается полный перечень документов, включая заявление установленного образца, копию паспорта и фото. За разрешение взимается пошлина в размере 3500 рублей.

Завершив все процедуры, работодатель в течение трех дней должен уведомить ФМС о прибытии иностранного работника, а затем подписать с ним трудовой договор.

Процедура приема на работу иностранцев с видом на жительство аналогична процедуре для россиян. В этой ситуации работодателю не требуются специальные разрешения от контролирующих органов и прочие документы.

Порядок оформления иностранных работников

После получения всех необходимых разрешений от государственных органов и завершения формальностей, работодатель может принимать на работу иностранных граждан. Сначала нужно определить их статус: временно пребывающие (виза, миграционная карточка), временно проживающие (наличие разрешения), или имеющие вид на жительство.

Случай с ВНЖ самый простой – прием на работу на тех же условиях, что и для граждан России при наличии аналогичного пакета документов. Главное – проверить ВНЖ, который выдается на 5 лет и может быть продлен. ВНЖ предоставляет право на работу по всей территории страны.

Временно пребывающие и временно проживающие (при наличии отметки о продлении, максимальный срок – 3 года) могут трудоустраиваться только по месту регистрации. Вместо отметки в паспорте иногда выдается отдельный документ. Если сроки заканчиваются, соискатель должен либо продлить их, получить ВНЖ, или покинуть РФ.

После определения статуса и тщательной проверки документов, их сроков, иностранец обязан предоставить паспорт, миграционную карточку, патент или разрешение на трудовую деятельность (для временно пребывающих в РФ), медицинскую страховку, трудовую книжку. Если у соискателя её нет, её заводит работодатель. Также необходимо пенсионное свидетельство. Если это первое место работы у иностранца, его оформляет работодатель. Аттестаты о наличии специальных знаний нужны, если это условие трудоустройства.

Советуем прочитать:  Как жить после банкротства

ВАЖНО: Иностранцы из Казахстана, Беларуси, Киргизии, Армении (страны-участницы ЕАЭС) не обязаны иметь рабочий патент или разрешение на временное проживание (РВП). Им достаточно регистрации по месту проживания или справки о постановке на учет. Страховые отчисления с их зарплаты производятся по общим тарифам, действующим для граждан России, а ставка НДФЛ составляет 13%.

Для остальных временно пребывающих в России иностранцев взносы в пенсионный фонд от их зарплат производятся по общему тарифу, а в ФСС – 1,8%. НДФЛ удерживается по ставке 13% с лиц, находившихся безвыездно на территории страны более 183 дней. Если срок пребывания менее 183 дней, ставка налога на доходы физических лиц составляет 30%.

Иностранцам при трудоустройстве не требуются военные билеты и другие документы о воинском учете.

С чего начинать прием иностранцев

В процессе трудоустройства мигрантов существуют общие правила и принципы, на которые работодателю следует обратить внимание, особенно если компания никогда ранее не работала с иностранцами. Прежде чем принять иностранца на работу, необходимо убедиться в правильности его документов, так как ответственность за прием на работу без необходимых документов несет работодатель.

В отношении иностранца обязательно нужно проверить:

  • имеет ли он право находиться в России — например, нет ли запрета на въезд;
  • какие у него разрешительные документы;
  • срок действия документов — возможно, они скоро истекают;
  • соответствует ли профессия и регион работы, указанные в его документах, вакансии в компании — например, в патенте;
  • подлинность документов.

Если аудит документов прошел успешно, работодатель должен заключить с иностранцем трудовой или гражданско-правовой договор и оформить для него недостающие документы, такие как банковская карта, СНИЛС и ИНН, если их нет.

Также важно убедиться, что у работника есть миграционный учет. Если работодатель предоставляет иностранцу жилье, он обязан оформить ему регистрацию по месту пребывания.

После заключения договора с иностранцем работодатель должен уведомить МВД о приеме на работу в течение 3-х рабочих дней с даты заключения договора.
Однако работа с документами иностранца на этом не заканчивается. Работодателю нужно периодически проверять сроки их действия и продлевать их по необходимости, а также фиксировать изменение правового статуса иностранца, так как в этом случае потребуется оформление новых документов для работы.

Трудоустройство иностранца — процесс не только длительный, но и ответственный. Несоблюдение или неправильное выполнение требований миграционного законодательства может привести к финансовым и репутационным потерям для компании. Например, неподача или подача с ошибками уведомления о заключении или расторжении договора с трудовым мигрантом является нарушением ч. 1 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ, что влечет за собой штраф до 1 млн. рублей или приостановление деятельности компании на срок до 90 суток.

В связи с этим возникает вопрос о квалификации специалиста, который будет заниматься документами иностранных сотрудников компании.

Кому поручить прием иностранца на работу

Планируя сотрудничество с иностранцами, компания или индивидуальный предприниматель могут выбрать наиболее приемлемый вариант для их трудоустройства:

  1. воспользоваться информацией из интернета или следовать рекомендациям знакомых, уже работающих с иностранцами. Минусы такого способа в том, что информация в интернете может быть устаревшей или противоречивой, а рекомендации знакомых — неверными. Например, они могут касаться приема иностранцев с патентом, в то время как работодатель принимает на работу иностранца из визовой страны, которому требуются другие документы;
  2. самостоятельно изучить требования миграционного законодательства. Этот способ позволит пройти все этапы трудоустройства иностранца со знанием дела, но обучение займет много времени. Если принять иностранца нужно срочно, этот способ может не подойти;
  3. нанять миграционного специалиста в штат компании. Это позволяет поручить ответственному сотруднику все вопросы, связанные с миграцией. Однако квалификация такого специалиста может быть недостаточно высокой, а цена его ошибок — слишком высокой для работодателя. Поэтому необходимо предварительно проверять уровень подготовки работника при помощи приглашённых экспертов, что также требует времени;
  4. ещё один вариант — заключить договор на миграционное сопровождение с профессиональными юристами. В этом случае работодатель передаёт все процессы трудоустройства и документооборота иностранных работников миграционным экспертам и может полностью сосредоточиться на своём бизнесе. Эксперты хорошо знают все аспекты миграционного, налогового, трудового и валютного законодательства, всегда осведомлены обо всех изменениях и умеют решать задачи каждой конкретной компании.
Советуем прочитать:  Тревога отменяется. Самые действенные методы засыпания от военных

Юристы компании «Альянс — Трудовая миграция» предоставляют услуги миграционного сопровождения организациям и ИП по всей России. Наши специалисты не только полностью выполняют все задачи по приёму и ведению иностранных работников, но и несут финансовую ответственность за правильное оформление иностранных сотрудников в вашей компании.

Миграционное сопровождение доступно не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России.

Посетите страницу услуги, чтобы задать вопросы или оставить заявку.

Свежие новости миграционного законодательства, полезные статьи, анонсы вебинаров и актуальная информация доступны в телеграм-канале t.me/migrationprofi.

Приём иностранца в компанию с нуля

Получить консультацию по трудоустройству иностранного гражданина

Приём на работу иностранного гражданина: пошаговая инструкция

Устройство на работу иностранных граждан требует большего внимания, чем для граждан России. Компании необходимо учитывать множество аспектов, чтобы соблюсти законодательство и избежать значительных штрафов. В данной статье мы подробно объясним, что нужно знать при приеме на работу иностранцев, и дадим советы, как избежать возможных трудностей.

Категории иностранных граждан

  • Постоянно проживающие в России. Это лица, имеющие вид на жительство (ВНЖ).
  • Временно проживающие. Граждане с разрешением на временное проживание (РВП). Это позволяет работать в том регионе РФ, где миграционная служба разрешила проживание. РВП действительно в течение 3 лет.
  • Временно пребывающие. Мигранты из стран ЕАЭС, которым разрешен безвизовый въезд. Эти лица могут находиться в РФ до 90 дней в каждые 180 дней.
  • Высококвалифицированные специалисты (ВКС). Для них оформляются деловые, рабочие визы или ВНЖ.
  • Беженцы и лица, получившие временное убежище в России. Убежище предоставляется на срок до одного года и может быть продлено до исчезновения обстоятельств, вынудивших человека покинуть свою страну.

Перечень документов для приема на работу зависит от статуса мигранта.

Как получить государственную субсидию для бизнеса

Как оформить субсидию для бизнеса от государства

Документы для трудоустройства

Полный перечень документов указан в ст. 65 и ст. 327.3 ТК РФ.

Все категории мигрантов должны предоставить:

  • национальный паспорт — беженцы вместо него получают специальное свидетельство;
  • СНИЛС и ИНН — их может оформить работодатель;
  • трудовую книжку — если она имеется;
  • документ об образовании и его нотариально заверенную копию на русском языке — при необходимости.

Мигранты, постоянно или временно проживающие в стране, предоставляют соответствующий документ — ВНЖ или РВП. Временно пребывающие граждане оформляют патент и миграционную карту.

Процесс трудоустройства иностранца: пошаговая инструкция

Вы можете принять на работу иностранца в возрасте от 18 лет, а при наличии ВНЖ или РВП — от 16 лет.

  1. Проверьте статус мигранта по его гражданству и документам. Определите перечень необходимых документов.
  2. Согласуйте вопросы найма с МВД. Если компания нанимает высококвалифицированного специалиста, оформите ходатайство о выдаче разрешения на работу. Для временно пребывающих граждан запросите разрешение для предприятия и будущих сотрудников.
  3. Запросите у иностранного гражданина документы, необходимые для трудоустройства. Проверьте действительность патентов и разрешений на работу на сайте МВД. Не подписывайте договор, пока не получите полный пакет документов.
  4. Оформите сотрудника. Заключите с иностранцем трудовой договор или ГПХ, ознакомьте его с правилами компании, должностной инструкцией и другими необходимыми документами, проведите инструктажи.
  5. Подайте сведения в МВД. Уведомление о заключении договора необходимо направить в течение 3 дней с момента подписания документов.
Советуем прочитать:  Является ли самосуд правосудием или местью: анализ случая самосуда над гражданином

Куда сообщать о приеме на работу иностранного гражданина

О трудоустройстве и увольнении иностранных граждан информируют региональное управление МВД по вопросам миграции. В Москве данные передаются в районные отделы ведомства. Информируют обо всех мигрантах, кроме граждан Республики Беларусь.

На каждого трудоустроенного иностранца подают отдельное уведомление. Это можно сделать:

  • на портале «Госуслуги» в разделе «Уведомления по трудовым мигрантам» — при наличии усиленной ЭЦП;
  • лично — предоставив документ в миграционное подразделение МВД;
  • отправив заказное письмо с описью содержимого.

Иностранец, работающий по патенту, обязан предоставить копию трудового договора в отдел МВД, который выдал разрешение. Это необходимо сделать в течение двух месяцев с момента получения патента, иначе он будет аннулирован, и работа мигранта станет нелегальной. Убедитесь, что сотрудник передал документ вовремя.

НДФЛ и взносы

Налоговая ставка зависит от статуса иностранца. Для большинства категорий она составляет 13%, но для нерезидентов с РВП или ВНЖ — 30%.

Граждане ЕАЭС становятся налоговыми резидентами, если находятся в России более 183 дней. Для тех, кто покидает страну ранее, налог увеличивается с 13% до 30%.

С 2023 года иностранцы регистрируются в системе ОМС — работодатели должны оплачивать медицинское страхование и ВНиМ. Общий тариф на все страховые взносы составляет 30%. Взносы за травматизм варьируются от 0,2% до 8,5% в зависимости от типа работы.

По договору ГПХ ставки такие же, как и по трудовому договору. Налоговые вычеты нерезидентам не предоставляются.

Компаниям важно контролировать свои расходы. Сквозная аналитика Calltouch покажет, какие каналы продвижения приводят клиентов и окупают вложения. Вы получите детальную статистику по каждому рекламному источнику и оптимизируете маркетинговый бюджет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector